Анна Александровна
Развитие начального детского лексикона детей раннего возраста через различные формы взаимодействия с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, одной из актуальных проблем в образовании детей раннего возраста является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско - родительском взаимодействии, необходимости развития эмоционального и диалогового общения с детьми раннего возраста, оказание малышам помощи в освоении родного языка. Так - же, при всём многообразии информации, у родителей воспитанников наблюдается недостаток педагогических знаний по развитию детей раннего возраста. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов: познавательной активности, наглядно - действенного и образного мышления, речи. Своевременное и полноценное формирование речи в раннем возрасте – одно из основных условий правильного развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. В этом вопросе должна идти целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей. Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы. Задачи обучения детей раннего возраста в детском саду должны быть нацелены не только на решение проблем развития ребенка, но и на вовремя согласованное взаимодействие обучение ребенка в семье. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. В раннем детстве формируется предметное восприятие как основная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение и ребенок переходит к активной речи. Решить проблемы совершенствования понимания речи взрослых, формирования собственной активной речи, овладения средствами и способами восприятия, перехода к наглядно-образному мышлению, проявления простейших форм знаковой функции, отвлеченности и обобщенности, значит решить проблемы раннего возраста, обеспечить полноценное речевое развитие детей в дошкольном периоде. Взаимодействие с семьей подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Это могут быть выставки, праздники, традиции. В целях повышения эффективности взаимодействия с семьей оказания помощи родителям в речевом развитии детей раннего возраста я познакомила родителей с примерными показателями речевого развития ребенка раннего детства, провела беседу о значимости игрушки в жизнедеятельности ребенка, подготовила полезные советы и рекомендации по развитию речи детей раннего возраста, о возможных совместных видах деятельности взрослого с ребенком. В условиях развития речевой активности ребенка предлагаю родителям несколько видов совместной деятельности: чтение стихов, сказок, потешек, песенок; знакомство с окружающим миром предметов, живым миром; беседа по картинкам, рассматривание игрушек-зверюшек; рисование, лепка, конструирование; ролевые игры. Работу с детками на закрепление и активацию словаря использую следующие методы: рассматривание игрушек, предметных картинок, картин с хорошо знакомым содержанием. Дидактические игры и пособия: «Кто что ест?», «Мы едем, едем.», «Игрушка», «Потешкина книжка», «Умные пальчики», «Чей домик?», «Весёлый паровозик», «Чудо крышечки»; чтение художественных произведений любимых сказок, потешек, стихов А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой; пальчиковая гимнастика; наблюдения на прогулке. Вся работа с родителями осуществляется в групповой и индивидуальной формах, соблюдая принципы: • Целенаправленность • Системность • Плавность • Учет специфики каждой семьи • Доброжелательность, открытость На информационном стенде для родителей размещаю информацию о планируемой деятельности с детьми на день, консультации и рекомендации для родителей по развитию словаря детей раннего возраста. Планирую проводить мастер-классы для родителей, где родители смогут познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и словаря, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями. Кроме того, все родители имеют возможность самостоятельно принять участие в изготовлении игр и пособий на обогащение словаря детей и речи в целом. Для родителей подготовила рекомендации: «Учимся играть с детьми», «Общение с ребенком», «Умные картинки», «Природа для ребенка» Вниманию родителей предлагается картотека литературы для чтения детям с примерными вопросами и игровыми ситуациями, способствующими обогащению словаря и развитию речи малыша. Формы взаимодействия с родителями : Родительские собрания, консультации «Читаем вместе», «С чего начинать, развивая речь малыша?», «Речевые игры для малышей», «Что ребенку показать на прогулке», «Индивидуальный подход»; круглые столы, мастер-классы Видеофрагменты организации различных видов деятельности с детьми, занятий Выставки детских работ, папки-передвижки, библиотека для родителей. За счет накопления пассивного словаря, у ребенка идет стимулирования его активной речи. У него появилась потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мир Что это, Какой, Как, Зачем, Что делать, Где? что является основой для дальнейшего развития диалогической речи. Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе развития словаря у воспитанников Родители научились: изготавливать дидактические пособия, дидактические игры, способствующие обогащению словаря и развитию мелкой моторики; развивать мелкую моторику у детей при помощи пальчиковых игр; заниматься по ним и в домашних условиях, использовать словесные игры и беседовать с ребенком во время прогулок. Я планирую продолжить начатую работу по развитию речи у детей раннего возраста посредством эффективных методов. Продолжать привлекать родителей к сотрудничеству в вопросе развития детей. Пополнять группу новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников. Таким образом, я считаю, что различные формы взаимодействия с семьей детей раннего возраста, позволяют оказать практическую помощь родителям в речевом развитии ребенка раннего возраста, повысить уровень их педагогической компетентности в важных вопросах преобразований речевой сферы в период раннего детства.