Кожарина Наталья
Развитие мышления у дошкольников. Игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления у дошкольников. Игры.
Играя друг с другом, дети не только учатся общаться, но и развивают необходимые мыслительные операции. Еще 20-30 лет назад дети намного чаще и в школе, и во дворе играли в различные интересные игры. Теперь эта практика почти забыта. Современные дети все чаще предпочитают компьютерные игры, а зря. Давайте вспомним несколько полезных, для развития детского мышления, игр.
Буквоед
Публикация «Развитие мышления у дошкольников, Игры» размещена в разделах
В этой игре необходимо составлять предложения, в которых слова начинаются на одну букву. Выбираем любое слово и составляем с ним предложение. Например, корова. Предложение: К – «Корова Клава кушает кашку». Игра отлично стимулирует умственные процессы и развивает речь ребёнка.
Шпионское послание
Каждой букве алфавита присваивается число. Вы или ребёнок загадываете слово или фразу и отгадываете.
Например, слово КОТ будет выглядеть так: 12 16 20.
Можно писать друг другу зашифрованные послания. Эта игра также полезна для развития математических навыков.
Скажи наоборот
Ребенку придется очень активно напрягать свой мозг, чтобы считывать зеркальные слова и фразы. Например, КЕФИР — это РИФЕК, СОБАКА — АКАБОС.
Десять предметов
Для игры вам понадобятся 10 любых сподручных предметов.
Ведущий кладет их на стол в произвольном порядке и накрывает. На счет 3 открывает и называет громко каждый предмет. Закончив, он включает секундомер и говорит: «Начали!».
Задача второго игрока – как можно быстрее разложить вещи в алфавитном порядке по первой букве предмета. Игра развивает сосредоточенность и емкость памяти, так как нужно запомнить названия всех предметов и удержать их в памяти. По мере роста мастерства игру можно усложнить – раскладывать предметы по алфавиту, исходя из второй или последней буквы.
Пропавшая буква
Представьте, что какая-то буква пропала, исчезла. Например, А. Вам нужно разговаривать друг с другом, избегая в словах букву А. Например:
— Ты был сегодня в школе?
— Конечно. Был интересный урок.
— Неужели? Вероятно технология?
И так далее. Во-первых, игра заставляет крепко задумываться, а во-вторых, развивает словарный запас, т. к. ребенок перебирает в памяти слова, ищет синонимы, подбирает разные варианты решения.
За минуту обо всем
Обычно играют два игрока. Один задаёт тему, а другой в течении 1 минуты должен как можно подробнее раскрыть эту тему. Ограничений – нет, можно говорить все, что придет в голову, главное не останавливаться ровно 1 минуту.
В эту игру могут играть дети от 5 лет. Она отлично тренирует речевой аппарат, способность быстро находить решение, выступать на заданные темы.
Я знаю пять…
Это подвижная, очень полезная и интересная игра.
Игрок берет мяч ударяет его о землю и ловит. Перед первым ударом произносит слова: Я знаю пять имен девочек — (удар) Маша, (удар) Люда и так далее. Если игрок забыл, не знает, не может долго вспомнить следующее имя, если повторил имя — игра останавливается и мяч передается другому участнику. Вместо имен можно перечислять клички животных, название цветов, породы животных, название рек, городов и так далее. Выбор огромен.
Мяч можно не ударять о землю, а подбрасывать вверх и ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Побеждает тот, кто назвал больше всех заданий.
Шахматы и шашки
Гениальные игры, в которых вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Это отличные игры для развития мозга. Если ваш ребёнок ещё не умеет играть в шахматы и шашки, то рекомендую научить его, как можно скорее.
Найди тайник
Ведущий прячет где-то в помещении игрушку. Затем он рисует на листке бумаги схему комнаты с подробным указанием, где что находится. На этой схеме он помечает красным крестиком место, где находится спрятанная вещь. Задача ребенка – найти эту игрушку.
Можно усложнить задачу, добавив в нее несколько новых звеньев. Пусть на первой карте будет показано место, где находится следующая подсказка, которая поможет найти последующую подсказку. А уже она укажет, где находится игрушка.
Другой вариацией этой игры является то, что сам ребенок прячет предмет и рисует карту, а взрослый занимается поиском.
Пантомимы
Игра, в которой нужно одному человеку показывать жестами загаданный предмет, а другим угадать этот предмет.
Чудесный мешочек
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в непрозрачный мешок, нащупать предмет и, не видя, назвать его.
Игру можно усложнить, если добавить:
• описание попавшегося предмета (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
• рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
• описать его так, чтобы другие дети отгадали его и т. д.
Поиск аналогов
Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.
Детям необходимо назвать как можно больше аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным признакам. Например, в данном случае могут быть названы птица и бабочка (летают и садятся); автобус и поезд (транспортные средства). Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Съедобное-несъедобное
Для игры нужно встать в круг и кидать друг другу мячик, называя любой предмет. Можно также выбрать ведущего, остальные игроки сидят напротив него. Если названное слово означает что-то съедобное, игрок, которому кинули мячик, должен его поймать. Если предмет несъедобен, то мячик нужно оттолкнуть. Тот, кто ошибся и поймал мячик, становится водящим.
Третий лишний
Предлагается любые три слова, например, кошка, кабачок, солнце. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Составь предложения
Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу. Например, дерево, карандаш, белка. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно использовать другие слова). Ответы могут быть и простыми, и творческими.
Отгадай загадку, шараду
Отгадывание загадок и шарад оказывает очень хорошее воздействие на развитие мышление у детей. Очень важно, чтобы загадки соответствовали возрасту ребенка и не были для них слишком сложными. Можно играть с одним ребенком, но можно и группой. Хорошо также научить детей самих придумывать загадки. Для этого ведущий выбирает знакомое детям слово. И спрашивает их, на что похож этот предмет. Это занятие отлично развивает речь ребёнка. Шарада — это уже усложнённый вид загадки.
Разгадай ребус
Ребус – это загадка в виде рисунка с буквами или знаками. Дети во время игры лучше воспринимают информацию, поэтому ребусы часто приходят на помощь родителям и учителям. Кроме этого они отлично развивают логику, мышление. Но, чтобы отгадывать ребусы, нужно знать определенные правила.
Обязательно найдите время и поиграйте вместе со своими детьми. Им понравится, и потом они начнут играть в эти игры со своими друзьями. Хорошее настроение и развитие интеллекта ребёнка будет хорошей наградой. Возьмите себе на заметку также игры для тренировки памяти ребёнка и, конечно же, игры для развития внимания.