Наталия Поникаева
Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. При обследовании выявляется неблагополучие общего развития ребенка. Развитие психических процессов (внимания, вербальной памяти, словесно – логического мышления, способности к анализу и синтезу, сравнению и обобщению) проходит с замедленным темпом. И это усугубляет тяжесть речевой недостаточности.
Публикация «Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Нарушения в развитии вербально - логического мышления существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта.. Для эффективности коррекционной работы в занятия включаются игры и упражнения для развития вербально-логического мышления у дошкольников с нарушением речи.
Цель проекта
Участники: Учитель – логопед, дети логопедической группы.
Степень внедрения: частичная.
Срок реализации: 1 год. Тип проекта: долгосрочный.
Цель: формирование вербально - логического мышления дошкольников с нарушением речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта
- проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;
- выявить особенности развития вербально - логического мышления дошкольников с нарушением речи;
- определить и апробировать методику изучения уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с нарушением речи;
- повысить уровень развития вербально -логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью использования игр и упражнений;
- познакомить родителей с играми и упражнениями, методами и приемами работы по развитию вербально - логического мышления у детей;
- проверить эффективность влияния элементов вербально - логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью использования игр и упражнений.
Гипотеза исследования: у дошкольников с нарушением речи выявлена недостаточная сформированность вербально - логического мышления. Целенаправленное использование в системе логопедического воздействия специальных форм и приемов работы в рамках развития вербально - логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.
Оптимальность и эффективность средств
- Разумное сочетание традиционных и современных подходов.
- Создание условий для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения.
Методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
В процессе работы использовались методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Результативность опыта
Предполагаемые результаты
1. Развитие вербально - логического мышления у детей.
2. Развитие коммуникативной функции речи. Установление контакта с детьми.
3. Активизации словарного запаса детей.
4. Развитие наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
6. Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использование методов и приемов работы, выбору игр.
7. Развитие личности в целом.
Применение логических игр и упражнений в работе положительно влияют на развитие у детей познавательной активности, умению анализировать, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения; системы методов и приемов мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективно совершенствуют словесно-логическое мышление дошкольников с нарушением речи.
Практическая значимость. Область применения
Работа над проектом велась на протяжении 1года.
Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования речи.
Данный проект может быть реализован в ДОУ.
Материал проекта может быть использован воспитателями, логопедами, педагогами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи.
Планирование и организация деятельности
Составление плана реализации проекта.
Консультирование педагогов и родителей.
Изучение методической литературы;
Изготовление и приобретение методических пособий.
Создание условий для реализации проекта.
II. Основной этап
Оформление родительского уголка, папок передвижек.
Оформление стенда в ДОУ.
Проведение:
- круглого стола с участием родителей и педагогов;
- семинара практикума для педагогов;
- интегрированного занятия «Волшебный мир загадок, пословиц, поговорок»
III. Заключительный этап
Подведение итогов реализации проекта на педсовете. Оценка эффективности проделанной работы и выявление необходимости и возможности распространения опыта. Обработка и оформление документации и материалов проекта.
Методические рекомендации
Игры и упражнения по развитию вербально - логического мышления как форма обучения детей содержит два начала :
учебное (познавательное)
игровое (занимательное)
Педагогические принципы
- игровые упражнения должны приносить детям радость, личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному;
- учитывать индивидуальные возможности ребенка;
- сделать работу по развитию вербально - логического мышления регулярной;
- должно учитываться время выполнения упражнений
Требования к играм и упражнениям
- подбор и подготовка пособий для каждой игры;
- использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре;
- постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме;
- показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять;
- сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.
Работа с детьми проводится по разработанному плану: на занятиях, в совместной деятельности.
Использование игр