Елена Агеева
Консультация для родителей «Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Консультация для родителей на тему
«Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека не только в детском саду, но и в семье.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дети, участвуя в развлечениях, праздниках, да и на музыкальных занятиях скованы, боятся выразить свои эмоции, стесняются выразительного исполнения. Период дошкольного детства является наиболее чувствительным к восприятию искусства, в силу чего развитие музыкально-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятия музыкой, требующей развития музыкально-сенсорных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальной восприимчивости, умения чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Развиваем творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний в знакомых танцевальных композициях, импровизация попевок в небольших песенках, музицирование на детских музыкальных инструментах, вовлечение в семейные праздники, знакомство с семейными традициями, песнями, сказками. В это же время происходят серьезные изменения в личностном развитии воспитанника, они требуют от родителей особого внимания, особенно когда дети не могут, да и боятся, оценивать себя и свою деятельность.
Незначительная неудовлетворенность собой огорчает ребенка и при дальнейших выступлениях он теряется, а иногда может совсем отказаться. Есть замечательное стихотворение поэтессы Л. Фадеевой «Первое выступление», в котором она точно передала эмоциональное состояние ребенка:
«Стою на сцене. Зал затих.
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом»
В музыкальной деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих способностей : пропеть свое имя; сочинить несложную песенку на заданный текст, передать музыкальный образ в движении под музыку. Певческие импровизации детей не выразительны, в основном копируют друг друга. В движениях под музыку не уверены и стеснительны, но лишь отдельным детям удается «войти в образ». Дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Появилась большая необходимость подвести, подтолкнуть детей к импровизации. Главное, чтобы ребенок не почувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой. Поэтому родители должны сами войти в образ ребенка, быть с ним, поддерживать.
Для формирования творческих способностей детей можно применить следующие направления:
- «Мы рисуем музыку» (передают свои впечатления, настроение в рисунках);
- «Мы сами можем творить музыку» (песенное творчество);
- «Мы танцуем музыку» (игровое и танцевальное творчество).
Игра – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, сюжетно-ролевые песни, подвижные игры. Это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях.
Сюжетно- ролевые игры раскрывают у детей фантазию, дети представляют разную мимику, придумывают разные жесты. Из сюжетно- ролевых игр вытекает театрализованная игра. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Именно театрализованные игры являются играми-представлениями, в них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью интонации, мимики, жестов, позы и походки создаются конкретные образы.
Чтобы дети не копировали действия или движения взрослых, можно предложить детям этюды на контрастные жесты: «Огромный арбуз» - «Воздушный шар»; «Тяжелая сумка» - «Мыльный пузырь на ладошке». Такие игры с воображаемыми предметами развивают у детей не только мимику и выразительные жесты, но и память, воображение, фантазию, творчество.
Родителям несложно проводить со своими детьми «Театр песни» - инсценирование песен с несколькими персонажами, а поэтические образы озвучивать детскими музыкальными инструментами.
Проводить с детьми «Занятия – фантазии» - обыгрывать с детьми не сказочные сценки, а придумываем с детьми другие ситуации, например, «Муха- цокотуха» : Муха- цокотуха нашла денежку:
1. -Что это? Денежка? Интересно, кто мог её обронить (заяц, медведь, лиса) Эту денежку я никому не отдам! Она моя! Потому что я её нашла. Что же мне купить?
2. – Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье! Я пойду на базар…что же мне купить (мечтательно? Нет, лучше самовар!
3. – Ах, кто- то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина! Эта дорога ведет не базар, побегу, может отыщу того, кто её потерял.
Такие занятия помогают развивать речь детей, побуждают к творческому мышлению, воображению и фантазии.
Очень интересны детям «Театрализованные викторины». На детских домашних праздниках пройдет весело и интересно. В них принимают участие две команды. Дети сами придумывают название команд, готовят себе эмблемы. Чем интересны викторины: присутствие жюри, а также зрители. Чем лучше сыграют, зрители быстрее отгадают, тем больше баллов получит команда.
. Примерные задания:
- инсценировать отрывок из сказки или стихотворения;
- назвать сказку по персонажам (царь, 3 сына, болото, лягушка)
- определенную фразу произнести с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т. д.)
Такие викторины побуждают детей к активному общению, участию в театрализованных играх, развивается интонационная выразительность речи, а самое главное - совместное участие с родителями.
Таким образом, театрализованная деятельность детей и родителей позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать. Фантазирование, сочинительство сближает детей и родителей, позволяет доверять, раскрепощает ребенка.