Елена Михайлова
Развитие мотивации к чтению у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач. Отношение к книгам изменилось. Сегодняшний мир — иной. С появлением интернета поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Дело в том, что визуальная информация, легче воспринимается. Человек, который смотрит на экран, находится в пассивном состоянии. Когда мы читаем текст, мы должны предпринять некоторое усилие над собой, приходится задействовать воображение, а это все-таки работа. Чтение – база интеллекта, это прежде всего активный процесс мозговой деятельности, а именно: развитие речи, логики, мышления, воображения и т. д., в том числе и получение информации. Главная функция чтения, по моему мнению, развитие грамотной письменной и устной речи. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержке. Один из главных способов этой поддержки - это совместное чтение с ребенком. Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам – читай дальше сам. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основе потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Опыт и практика мировой цивилизации показывают, что без чтения нет человека, нет личности. У каждого ребнка к тому моменту, когда он начинает читать, внутри уже накоплено много вопросов, обид и проблем. Поделиться тем, что у него в душе, он не может ни с кем, потому что во-первых, иногда вопросы носят настолько расплывчатый характер, что их и высказать невозможно; во-вторых, это его отдельный, внутренний мир, который он не всегда может доверить даже самым родным людям. Читая, маленький человек знакомится с вариантами решения ситуаций, в которые попадал он сам, что помогает ему спланировать правильный путь действий, найти альтернативные решения. Чем объмнее «банк данных», полученный из книг, тем гибче и устойчивее к стрессам становится ребнок, тем легче он решает свои проблемы как внутренние, так и внешние. Кроме решения насущных проблем, книга готовит ребнка и к будущему – у него формируется активная самостоятельная жизненная позиция, которая помогает решать проблемы в дальнейшем. Книга показывает своему маленькому другу, что он не одинок и что он не первый человек, который сталкивается с подобной ситуацией. Можно жить без книг, заменив их «информацией», можно жить без счастья, заменив его благополучием…но тогда у человека не сформируется то самое образование, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать:оно болит, когда вокруг горе;оно радуется и дыхание делает лгким, когда хорошо; оно умеет предвидеть горе и счастье, умеет чувствовать, надеяться, мечтать.