Галина Павлова
Развитие мнемических способностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся и узнаются. Эти процессы называются памятью.
Публикация «Развитие мнемических способностей у старших дошкольников» размещена в разделах
В детстве происходит интенсивное развитие памяти. Не овладев мнемическими операциями в дошкольном возрасте, в школе ученики будут испытывать трудности в работе с большими объектами информации, это замедлит темпы и снизит эффективность их познавательной деятельности. Таким образом, очевидна актуальность проблемы целенаправленного развития мнемических способностей старших дошкольников. Проблема состоит в том, что есть насущная необходимость развития мнемических способностей дошкольников, так как память является ведущей функцией в познавательной сфере.
Развитие мнемических способностей детей дошкольного возраста можно оптимизировать в случае применения психолого-педагогической программы построенной с учетом:
- принципа проблемности (введение ребенка в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью педагога и с участием других детей, основываясь на известном ему чужом и своем опыте, логике и здравом смысле);
- принципа мотивации (обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию тренинга);
- принципа последующего усложнения (обеспечение посильности работы, рациональное соотношение известного и неизвестного);
- принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей (каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития).
Анализ рассмотренной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что у дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти.
По представлению психологов, ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо и тем более не применяет для этого специальных приемов. Дошкольник запоминает то, что было направлено на его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. При развитии ребенка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию. Совершенствование образной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это – залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Цель данной программы – развитие мнемических способностей детей за счет специально подобранных игр и упражнений. Это позволит добиться значительного улучшения показателей мнемических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации программы решались следующие задачи:
1. Развитие мнемических способностей детей;
2. Установление психо-эмоционального сотрудничества с детьми;
3. Формирование внутренней активности детей;
4. Общее психическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
5. Закрепление полученных навыков.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Общее число занятий: 20, два раза в неделю. Продолжительность занятия: 25 минут. Форма внедрения – тренинг личностного развития (роста). В тренинге применяются занимательные, развлекательные и подвижные игры, которые имеют серьезную эмоциональную и когнитивную нагрузку, способствуют развитию личности дошкольника. Все занятия построены в форме встреч тренинговой группы, с постоянным составом. Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части проводятся разминочные упражнения. Ведущая задача тренинговой встречи реализуется в основной части. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, сбор обратной связи от участников тренинга.
Каждое занятие включает ряд разминочных и коррекционных упражнений. При этом последовательность упражнений может варьироваться в связи с учетом уровня развития тренинговой группы. Перед каждым упражнением объясняется цель, подробно излагается инструкция к заданию и процедура проведения.
Каждое занятие представляет собой комплекс упражнений, этюды, игры. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные игры, где много смеха и движений (данные разминки включаются между основными заданиями).
Ожидаемый результат: повышение уровня развития мнемических способностей детей старшего дошкольного возраста, через совершенствование их органов чувств. Общее психическое развитие детей.
Тренинговая работа ориентирована на развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей:
совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие логического мышления;
расширение общего кругозора.
В целях определения эффективности программы экспериментатор контролирует ход тренинга в целом, выполнение заданий каждым участником группы. Также руководитель тренинговой группы обязан следить за эмоциональным состоянием каждого из участников и группы в целом, в случае необходимости оказывать психологическую поддержку.
При проведении игр с детьми нужно помнить о следующих правилах:
все ответы детей, даже самые неожиданные, непривычные и странные есть ответы «правильные»;
поддерживайте у дошкольника стремление к поиску новых и эвристических ответов;
на игровых занятиях обязательно давайте эмоциональное подкрепление:
«Молодцы!», «Как у нас хорошо получается!», «Умница, Даша!», «Ничего у тебя все получится!», «Смотри, как нам интересно, подключайся к игре».
Для развития рефлексии участников тренинга, а также в целях управления тренингом предполагается проведение детального анализа ситуаций, возникающих после очередного упражнения или этюда. Также, в конце занятия будут подводиться итоги всех упражнений.