Юлия Бейманова
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ТНР средствами инновационных технологий
▼ Скачать
Немаловажным аспектом успешного обучения в школе является речь ребёнка. Поэтому, к этой проблеме пристальное внимание педагогов и родителей закономерно: ведь колоссальное увеличение детей с тяжелыми нарушениями речи на сегодняшний день превзошли все показатели прошлых лет.
В связи с этим, работа учителей-логопедов становится актуальной и востребованной, так как в процессе исправления речевых нарушений формируются не только речевые умения и навыки, но и совершенствуются интеллектуальные способности будущих школьников.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ТНР средствами инновационных технологий» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В сложившихся условиях актуально внедрение нестандартных методов, приёмов и инструментов, обладающих повышенной эффективностью и являющихся своеобразным плодом интеллектуальной деятельности учителя-логопеда и психолога.
Развитие межполушарного взаимодействия осуществляет 2-полушарный подход к образованию и проводит целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит не только работу нервной системы за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, но и усовершенствует связную речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными нарушениями речи.
Ученые-физиологи установили, что правое полушарие головного мозга отвечает за гуманитарное, образное и творческое начало человека. Его функционалом является тело и способность контролировать координацию движений, также оно ответственно за пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
В противовес ему – левое полушарие головного мозга, которое в ответе за восприятие слуховой информации. Благодаря нему человек способен ставить цели и строить программы. Именно развитие левого полушария способствует доминированию математических, знаковых, речевых, логических и аналитических функций.
Что же произойдет, если делать упор на развитие обоих полушарий? Произойдет активизация речевых и мыслительных процессов, так как единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой, а с помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.
Инновационные технологии, нацеленные на развитие межполушарных взаимодействий :
– кинезиологические: фонетическая ритмика, слогомузыкальная автоматизация, синхронное чтение;
– арт-терапевтические: образовательные ситуации по обоюдорукому рисованию на песке по схемочтению;
– массажные: рифмованный комплекс самомассажа, пальчикового и классического массажа;
– сенсорные: создание сенсорной лепбуктеки, направленной на развитие психологической базы речи;
– телесноориентированные: биоэнергопластика, соединяющая движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Следует заметить, что в ходе систематического применения инновационных технологий, направленных на развитие межполушарных взаимодействий, у дошкольников с ТНР отмечается положительная динамика по формированию интеллектуальных способностей, наблюдается ускоренное исправление дефектных звуков, выявились улучшения интегративной функции мозга, наметился прогресс в способностях к обучению и управлению своими эмоциями.
Важной характеристикой предлагаемых приемов является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного.
В ходе систематических занятий с использованием вышеизложенного опыта, у детей легко нормализуются речевые нарушения, совершенствуются межполушарные связи, память и концентрация внимания