Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики у детей в процессе изобразительной деятельности

Баклыкова Елена
Развитие мелкой моторики у детей в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики у детей в процессе изобразительной деятельности.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях.

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Учеными установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены близко и поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроить взаимоотношения в мире.

Развитие мелкой моторики способствует :

- развитию речи;

- повышению работоспособности головного мозга;

- снятию тревожности;

- формированию навыков самообслуживания;

- развитию памяти, внимания, мышления, воображения;

- развитию творческих способностей;

- подготовке руки к письму.

Развитие ребенка младшего дошкольного возраста является основой формирования основных функций и систем. Крайне важно подобрать именно такие способы развития мелкой моторики, которые интересны и доступны.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Но сегодня я хочу поговорить об изобразительной деятельности, как об одном из средств развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами создаются живописные изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, приобщает детей к миру прекрасного. Этот вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, фломастерами) я использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Традиционно ребенок рисует цветными карандашами и красками.

Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными) позволяет научиться держать кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускать в воду кончик кисти и набирать краску только на ворс; ребенок проводит всем ворсом кисти широкие линии или старается аккуратно и ровно закрашивать поверхность, не выходя за линии контура.

Рисование цветными карандашами. Ребенок держит карандаш в правой руке или левой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.

Опишем нетрадиционные способы рисования, которые приемлемы для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки. Он может изображать не только точки, но водить пальчиком по бумаге.

Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.

Рисование ладошкой. Ладошкография – техника рисования гуашью или иными безопасными для детей красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони.

Печатание (штампирование) – техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей, пробок и других подобных материалов. Используют также готовые фабричные штампы с изображениями животных, персонажей мультфильмов и буквенно – цифровыми символами.

Эта методика рисования штампами позволяет изучать с детьми те или иные геометрические фигуры, делать на бумаге отпечатки соответствующей формы, комбинируя их между собой. Таким способом можно получить домик, какое – то животное и даже показать малышам, как рисовать человека. Осенью, в качестве штампов используются сухие листья (кленовые, каштановые, липовые и другие).

Рисование ватными палочками. Ребенок набирает на сухую ватную палочку совсем немного гуаши и, держа палочку вертикально, делает «тычки», заполняя нужное пространство. Дети наносят на бумагу отпечатки краски сухой кистью, держа руку вертикально, перпендикулярно листу. Благодаря этому фактура мазков значительно отличается от стандартной и позволяет просто и быстро рисовать реалистичные картины живой природы.

Пластилинография - это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Рисование по крупе – техника изобразительного искусства, при которой применяется заполнение контуров изображенного предмета сначала крупой (манной, пшеничной, кукурузной, гороховой, а потом красками.

Используя одну из техник рисования карандашом, на листе бумаги рисуют контур, площадь изнутри которого затем заполняется клеем. Бумагу посыпают крупой. Для равномерного заполнения важно нанести однородный слой клея. Полученный рисунок раскрашивают акварелью или гуашью.

Подводя итог можно сделать вывод, что ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый окружающий мир. Именно в этом возрасте развитие мелкой моторики имеет огромное значение для всестороннего развития детей на протяжении всего дошкольного возраста.

Список использованной литературы и интернет ресурсы:

1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г

2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей в процессе изобразительной деятельности
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 16:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей в процессе изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Баклыкова Елена (УИ 2102013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД