Елена Лисина
Игровые приемы для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Основная цель представленных далее игр – это развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов: массажных мячиков Су джок, прищепок, счетных палочек, крышек, зубных щеток, бус, резинок для волос, трехгранных карандашей, липучек Банчемс
Публикация «Игровые приемы для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В нашем классе обучаются дети с аутизмом и один с синдромом Дауна. У всех воспитанников имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.
Поведение таких особых детей различно. Есть более спокойные, сравнительно легко подчиняются требованиям взрослого, выполняют некоторые инструкции. Есть крайне возбудимы, неуправляемы, двигательно расторможены.
Учитывая особенности психической деятельности и поведения воспитанников класса, в своей коррекционно-развивающей работе одним из важных направлений я выделила двигательный компонент, развитие моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для наших воспитанников живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны, так как если нет восприятия, нет ощущений и представлений без движения.
Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих с кожи и мышц.
У воспитанников нашего класса отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
скованностью движений и замедленным их темпом;
неловкостью, угловатостью;
отсутствием гибкости и плавности;
недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
отсутствием направленности на результат;
нарушением координации движений;
тремором.
Из 5 детей все затрудняются в выполнении таких упражнений как:
нанизывание колец (даже с большим диаметром) на стержень пирамиды, на шнурок;;
закрывание отверстий различной конфигурации;
выстраивание башенки и дорожки из кубиков;
раскручивание и закручивание крышек, пробок;
игры с мозаикой;
изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
работа с прищепками
Взаимосвязь работы необходима во всех направлениях деятельности: это организация правильного режима питания, сна и бодрствования детей (связь с медиками, воспитателем, в режиме дня уделяю внимание тому, чтобы двигательная активность детей была оптимальной;
в лечебно-оздоровительной работе должны присутствовать (элементы массажа и лечебной физкультуры);
в учебно-воспитательной работе и коррекционной необходимы: игры и упражнения, направленные на развитие двигательных умений и навыков ( связь с педагогами-специалистами: учителем-дефектологом, логопедом, учителем музыки, физкультуры и ИЗО).
Планируя работу по развитию моторики рук, учитываю то, что развитие руки происходит в определенной последовательности:
- движение от плеча;
- движение от локтя;
- движение кисти;
- движения пальцев;
- захват ладонью;
- захват пальцами.
В такой же последовательности предлагаются задания детям.
При планировании работы над развитием движений рук учитываю 4 основных направления:
1. Развитие хватания.
Цели и задачи:
учить захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние);
учитывать в своих действиях форму и величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, а большие - двумя руками);
учить хватать предметы по-разному: кулаком, (тремя пальцами); двумя пальцами (указательным и большим).
Слайд
2. Развитие соотносящих действий.
Цели и задачи:
- учить использовать действия совмещения двух предметов или двух частей одного предмета (это пирамидки, вкладыши, башенки). Пример! Матрешки
3. Развитие подражания движениям рук.
Цели и задачи:
учить выполнять действия по подражанию движениям рук взрослого;
формировать и развивать навыки ручных действий. Пример!Музыкальные движения.
4. Развитие движений кистей и пальцев рук.
Цели и задачи:
учить выполнять кистями и пальцами рук разнообразные движения;
развивать точность движений, зрительно-двигательную координацию. Пример! Прищепки, крышки.
По мере тренировки в ходе проведения специальных игр и упражнений у воспитанников появились минимальные положительные динамические показатели:
развивается умелость рук;
укрепляется сила рук;
движения обеих рук становятся более согласованными;
движения пальцев рук - более четкими. Пример…
При подборе игр и упражнений для развития тонкой моторики, позволяющих осуществлять коррекцию двигательных нарушений, я отметила, что здесь также нужно соблюдать определенную последовательность.
Это следующие 3 блока:
1. Разминка (зарядка) для рук.
2. Игры и занятия с предметами и материалами.
3. Игры с пальчиками.
1. Разминка или зарядка для рук - это несложный, но эффективный метод развития моторики рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Его стараюсь проводить ежедневно. Данные упражнения оказывают тонизирующее действие на нервную систему, улучшают сенсорное восприятие.
Упражнения выполняем легко, стараясь не доставлять неприятных ощущений. Силу воздействия на руки ребенка регулирую, чтобы упражнения были укрепляющими.
Цель и задачи:
Развитие силы рук.
Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Материалы: для упражнений на внутренней стороны ладони использую карандаши с ребристой и гладкой поверхностью, шарики (пластмассовые, деревянные, резиновые) с гладкой или неровной поверхностью. Хочу обратить ваше внимание на использование массажного шарика Су Джок
Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Последовательность упражнений:
1. Разминка кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев. Спиралевидные движения по ладони: “рисуем”, “мотаем клубочки”, «машем флажками», «платочками»
Движения кистями рук. Эти движения направлены на развитие кинестетического компонента двигательного действия. Выполняются совместно, затем по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой. Затем двумя руками вместе.
2. Растирание ладони от середины к краям большим пальцем: “Дорожки на ладошке” :
Растираю я ладошку,
Вниз спускаюсь по дорожке,
Как ладошку разотру,
На другой руке начну”.
“Мы ладошку растираем,
С середины начинаем,
Большим пальцем нажимаем,
Всю ладошку разминаем”.
Также использую следующие упражнения:
“Согреем ладошки” (шарик между ладоней)
“Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем”.
“Зарядка для ладошки”
Катать небольшой шарик (деревянный, резиновый) ладонью.
“Шарик удержу ладошкой.
Прокачу его немножко,
Как на роликах рука,
По столу скользит сама”.
“Не боюсь колючек”.
Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать кинестетический компонент движения. Развивать силу нажима рук.
Материал: шарики, липучки. (Конструктор Липучки Бамчемс)
“Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. Давайте покатаем колючки по столу (затем между ладонями). Я колючек не боюсь. Даже если уколюсь!”.
“Непослушные шарики”
Цель: учить делать массаж ладоней; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.
Материал: небольшие шарики (резиновые, деревянные, пластмассовые с гладкой или неровной поверхностью)
Ход игры. “Вот шарики. Давайте поиграем, покатаем их по столу. Только шарики непослушные, хотят убежать. Не отпускайте их!”
Затем дети учатся катать шарики между ладонями. Когда научатся катать большие шарики можно предожить поменьше, при этом они могут накрывать ладонью сразу 2 шарика.
Игры с массажными мячиками проводятся аналогично, их катаем по столу вперед-назад, в стороны, по кругу. Важно, чтобы они не выкатывались из-под ладоней.
Игры с различными предметами и материалами.
Эти игры довольно трудны для наших детей, поскольку ребята не могут регулировать силу, точность, направление движения, но все же они особенно нравятся детям, поскольку в них присутствует эмоциональный компонент, практические материалы и предметы.
В случае затруднений применяю прием “рука в руке”.
Цели и задачи.
Развитие хватания.
Развитие согласованности движений обеих рук.
Развитие точности движений кистей и пальцев рук.
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний. (Бизиборд)
Развитие осязания. (Тактильный мешочек)
Развитие мышления и воображения. (Сенсорная коробка)
Материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
-Показ действий;
-Действия руками ребенка;
-Поэтапная словесная инструкция.
Работу строю по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий и учитываю индивидуальные особенности и возможности ребят.
Примеры игр.
Сенсорная коробка.
Она может быть заполнена любыми вещами (мелкие предметы, сыпучие материалы…
Ребёнку предлагается найти сокровища в крупе. Естественно, сначала нужно показать, что делать: сами находите одно из сокровищ и с восторгом показываете ребёнку. Не понимает - его руками лезем в коробку и достаём. Но, как правило, дети схватывают принцип этой игры очень быстро и играют очень охотно. Можно усложнить задание. Найди машинку, собачку, кошечку и …
“Спрячь предмет”.
Ребенку предлагается спрятать в коробке предмет, а потом найти его.
“Спрячь руки!”
Ребенок прячет руки, погружая их глубоко в сенсорную коробку.
“Спрячь в ладошке”.
Ребенку предлагается спрятать (зажать в ладошке) маленький предмет так, чтобы его было не видно
“Пересыпь крупу”.
Ребенок с помощью совочка, ложки, воронки пересыпает сыпучие вещества из одной емкости в другую.
“Что внутри?”
Ребенок открывает баночки, бутылочки, коробочки, в которых находятся мелкие предметы.
“Мозаика”.
Предлагается выложить столбики, дорожку, небо, травку. Также можно сортировать детали по цвету в тарелочки.
“Длинная дорожка”.
Выкладывается из счетных палочек дорожка для куклы, машины.
“Веселый шнурок”.
Наматывается шнурок на руку, на пальчики ребенка:
“Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!”
Игры с цветными прищепками:
“Развесь белье”, “Солнышко светит”, “Укрась елку”.
3. Пальчиковые игры.
Это последний, наиболее сложный для наших воспитанников блок в коррекции двигательных нарушений и развитии моторики рук.
Цели и задачи.
Развитие согласованных движений рук.
Развитие точности движений кистей и пальцев рук.
Развитие внимания, зрительно-двигательного восприятия.
Методы обучения.
Показ действий.
- Действия руками ребенка.
Самостоятельные действия ребенка.
Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:
“Раз, два, три, четыре, пять-
Будем пальцы разминать.
Каждый пальчик разминаем
И опять все начинаем”.
“Пальчики мы разминаем
И с большого начинаем
Каждый пальчик разотрем-
На другой руке начнем”.
Легкие нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию: “ Мы вот так шагаем: ТОП, ТОП, ТОП”.
Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу:
“Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел пальчик погулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятался опять”.
Сгибание и разгибание пальцев руки ребенка своей рукой (рукой взрослого) одновременно, кроме большого пальца: “Пальчики мы разомнем, а потом опять начнем”.
“Вышли пальчики гулять!”
Ребенок, подражая взрослому, сжимает и разжимает пальцы в кулак.
“Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять”.
Пальчиковый театр.
Таким образом, моя работа с детьми показывает, что игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка : движения становятся более уверенными, четкими, что помогает стать более самостоятельным;
Если у детей получается -меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса, хочет пробовать снова;
Благодаря таким упражнениям у детей 1 класса заметна минимальная динамика тактильно-двигательного, слухового и зрительного восприятия, появляется внимание, воспитывается усидчивость, присутствует элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.