Компанеец Олеся Николаевна
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики является значимой и актуальной. Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. В последнее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. В настоящее время в мою речевую группу входят дети с ОНР. У которых нарушены – психические процессы, речевое развитие, моторика. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших по-лушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» размещена в разделах
В прошлом учебном году мною проводилась диагностика развития мел-кой моторики, где я увидела какие трудности испытывают дети с речевым нарушением.
В начале учебного года дети имели в основном низкий уровень развития мелкой моторики и графомоторного навыка, что показывает низкий уровень развития речи. К концу года уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи повысился с низкого до среднего, со среднего до высокого.
1 застегивать пуговицы, крючки,
2 завязывать узлы, банты
3 обведение контуров мелких фигур, трафаретов
4 составление фигурок из мозаики
5 вырезание ножницами мелких фигурок из бумаги
6 штриховка, раскрашивание
Проведенная диагностики в 2012 учебном году позволила проанализировать уровень развития мелкой моторики. На данный момент у детей с ОНР слабо развита мелкая моторика (вырезание ножницами, штриховка, раскрашивание, застегивание крючков, пуговиц, молний и т. д., что показывает низкий уровень развития речи.
Рациональным способом решения проблемы станет включение в учебный процесс дошкольного образовательного учреждения проект «Волшебные пальчики», призванного сформировать навыки мелкой моторики, способствующие развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с детьми над развитием мелкой моторики, следует помнить, что эта работа связана с развитием речи, сенсорики, творческих способностей и психических процессов. Дети расширяют свои знания о цвете, форме, размере, а также расширяют словарный запас.
По результатам диагностики в работе с детьми я определила цель и за-дачи. Цель проекта: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в разнообразных видах деятельности.
Поставив перед собой цель и задачи, занялась подбором материала, в частности поиском всевозможных пальчиковых игр и упражнений посте-пенно формируя игротеку, в которую входят:
1 Игры с пальчиками.
"Пальчиковые игры с палочками и спичками.
Пальчиковые игры со скороговорками,
Пальчиковые игры со стихами.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковый алфавит.
Рисование красками различными способами: кистью, пальцами, ла-дошками.
2 Ручной труд
Лепка с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т. д.
Лепка из соленого теста.
Аппликация (мозаичная, обрыванием, листьев, ваты и др.).
Конструирование из бумаги - оригами.
Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.
3 Развитие графической моторики.
Рисование по трафаретам.
Штриховка.
Раскрашивание.
Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
Работа в альбомах по обучению грамоте.
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, через пальчиковые игры и упражнения в разнообразных видах деятельности.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являют-ся «пальчиковые игры» и упражнения. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В своей практике широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Дети с удовольствием работают с мозаикой, со спичками, с косточками, с пазлами. Лепят из пластилина, соленого теста. В течение всего года ребята с большим интересом выкладывают бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают, обводят трафареты, рисуют на песке. Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатели, родители.
Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй и педагогами развить мелкую моторику с помощью разнообразных методов (наглядный, словесный, практический) и приемов (образец речи педагога, исправление дефектной речи, вопросы, речевые пояснения к действиям) обучения, создать условия для накопления ребенком опыта ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
В результате реализации проекта предполагается, что у участников проекта сформируются умения и навыки по развитию мелкой моторики, умение применять полученные знания в практической деятельности, подготовится рука к письму.
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном
образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Спасибо за внимание!