макарова олеся
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
В. А. Сухомлинский считал, что «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Многие педагоги и ученые считают, что общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речью – это следствие слабого развития общей и мелкой моторики.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу в данном направлении нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мною была выбрана именно эта тема.
Цель моей педагогической работы – развитие у детей раннего возраста основ мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Для реализации поставленной цели я выделила несколько основных задач:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой методической литературы и периодических изданий;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Для решения поставленных задач я познакомилась с работами авторов передового педагогического опыта, изучила методическую литературу и публикации в периодических изданиях по теме самообразования. Кроме того, я обратилась к исследованиям следующих современных педагогов:
- Ермакова С. О. «Развиваем мелкую моторику у малышей»,
- Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»,
- Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых»,
- Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»,
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»,
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики»,
- Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Изучив и проанализировав методическую литературу и периодические издания, мною была организована работа с родителями (законными представителями). В течение всего учебного года, я проводила индивидуальные беседы на которых объясняла, что необходимо учить ребенка манипулировать предметами. Среди игрушек ребёнка раннего возраста обязательно должны быть такие как: пирамидка, матрёшка, крупные пазлы, мозаика, различные вкладыши, несложные шнуровки, сортёры, конструкторы, строительный материал.
Вместе с тем рекомендовала родителям (законным представителям) давать ребё нку больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
В родительских уголках в группах раннего возраста были размещены консультации и памятки для родителей на следующие темы:
- «Игры и игрушки для детей 2-3 лет»,
- «Развиваем мелкую моторику»,
- «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь малышей»,
- «Играем пальчиками».
Основная работа была организована именно с детьми. С начала учебного года я построила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективный план. Игры проводила в свободной деятельности детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения подбирала так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе старалась использовать игры и упражнения, которые содержат поэтическое слово и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Можно сказать, что тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка раннего возраста и настраивают на игру.
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик…» – это самые первые игры, с которыми познакомились дети, так как именно эти игры дают возможность установить эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, формируют добрые взаимоотношения между детьми.
Через несколько дней познакомила детей с другими пальчиковыми играми: «Апельсин», Белочка», «Капуста». Выполняя эти пальчиковые игры и упражнения у детей, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность органов артикуляционного аппарата.
Во время игр и упражнений моя задача также заключалась в том, чтобы организовать общение детей в процессе игровой деятельности, а также продолжать обогащать словарь детей новыми словами.
Поэтому дальше я познакомила детей с играми с предметами, такими как: «Прищепки» и «Шнуровки» и новыми пальчиковыми и жестовыми играми: «Ёлка», «Снежок», «Семья», «Замок». В то же время, я продолжала повторять с детьми уже знакомые пальчиковые игры и упражнения.
Следующим этапом реализации перспективного плана было проведение с детьми игр и упражнений: «Чудесный мешочек», «Сухой бассейн», «Ищем игрушку», «Веселые упражнения с карандашом», «Лепим снежки», а также перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую.
Со второго полугодия учебного года я познакомила детей с играми с использованием массажного мячика и новыми пальчиковыми и сюжетными играми: «Пять пальцев», «Сороконожки», «Хозяин дома?», «Я пеку…», «Спрячь в ладошке», «Фонарики», «Пальчик, здравствуй!». Весте с тем, я продолжала повторять с детьми уже знакомые пальчиковые игры, а также дети упражнялись в застегивание и расстегивание пуговиц, дорисовывали ниточку к шарикам.
При ежедневном повторении пальчиковых игр и упражнений, а также введение новых игр, которые заинтересовали детей, многие малыши пытались произносить звуки или слова. Но некоторым детям было сложно проговаривать текст, поэтому им было достаточно выполнять движения вместе со мной, с другим взрослым или с его помощью.
В результате, я убедилась в том, что необходимо произносить тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
К концу учебного года, можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, у многих детей значительно улучшилась речь.
Персонажи и образы пальчиковых игр очень нравятся малышам. Дети с радостью повторяли за мной тексты и движения. Если у ребенка не развита речь, то он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игр и введении новых игр и упражнений, которые заинтересовали детей, они пытались произносить за мной речитатив.
В результате работы над проблемой развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений были достигнуты следующие результаты:
- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, играм и упражнениям;
- возросла речевая активность детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослым, а также в различных видах деятельности;
- у многих детей появились навыки ухода за собой: освоили туалет и начали самостоятельно умываться, без помощи взрослого,
- родители стали использовать пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики в повседневной жизни.
К окончанию учебного года я систематизировала все пальчиковые игры и упражнения в картотеку, которую в дальнейшей буду дополнять новыми играми.
Таким образом, работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как овладение пальчиковыми играми у малышей имеет большое значение для их всестороннего развития. Эти игры важны для развития зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторной интеграции. Также они имеют большое значение для понимания обращённой речи, помогают активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь в дальнейшем влияет на формирование навыков письма.
Вместе с тем, в результате применения пальчиковых игр и упражнений кисти рук и пальцы приобретают ловкость, точность, скорость и силу движений, хорошую подвижность, координацию в целом, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.