МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

макарова олеся
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

В. А. Сухомлинский считал, что «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Многие педагоги и ученые считают, что общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речью – это следствие слабого развития общей и мелкой моторики.

Темочки:

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу в данном направлении нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мною была выбрана именно эта тема.

Цель моей педагогической работы – развитие у детей раннего возраста основ мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений.

Для реализации поставленной цели я выделила несколько основных задач:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой методической литературы и периодических изданий;

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Для решения поставленных задач я познакомилась с работами авторов передового педагогического опыта, изучила методическую литературу и публикации в периодических изданиях по теме самообразования. Кроме того, я обратилась к исследованиям следующих современных педагогов:

- Ермакова С. О. «Развиваем мелкую моторику у малышей»,

- Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»,

- Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых»,

- Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»,

- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»,

- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики»,

- Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Изучив и проанализировав методическую литературу и периодические издания, мною была организована работа с родителями (законными представителями). В течение всего учебного года, я проводила индивидуальные беседы на которых объясняла, что необходимо учить ребенка манипулировать предметами. Среди игрушек ребёнка раннего возраста обязательно должны быть такие как: пирамидка, матрёшка, крупные пазлы, мозаика, различные вкладыши, несложные шнуровки, сортёры, конструкторы, строительный материал.

Вместе с тем рекомендовала родителям (законным представителям) давать ребё нку больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

В родительских уголках в группах раннего возраста были размещены консультации и памятки для родителей на следующие темы:

- «Игры и игрушки для детей 2-3 лет»,

- «Развиваем мелкую моторику»,

- «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь малышей»,

- «Играем пальчиками».

Основная работа была организована именно с детьми. С начала учебного года я построила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективный план. Игры проводила в свободной деятельности детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения подбирала так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе старалась использовать игры и упражнения, которые содержат поэтическое слово и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Можно сказать, что тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка раннего возраста и настраивают на игру.

Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик…» – это самые первые игры, с которыми познакомились дети, так как именно эти игры дают возможность установить эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, формируют добрые взаимоотношения между детьми.

Через несколько дней познакомила детей с другими пальчиковыми играми: «Апельсин», Белочка», «Капуста». Выполняя эти пальчиковые игры и упражнения у детей, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность органов артикуляционного аппарата.

Во время игр и упражнений моя задача также заключалась в том, чтобы организовать общение детей в процессе игровой деятельности, а также продолжать обогащать словарь детей новыми словами.

Поэтому дальше я познакомила детей с играми с предметами, такими как: «Прищепки» и «Шнуровки» и новыми пальчиковыми и жестовыми играми: «Ёлка», «Снежок», «Семья», «Замок». В то же время, я продолжала повторять с детьми уже знакомые пальчиковые игры и упражнения.

Следующим этапом реализации перспективного плана было проведение с детьми игр и упражнений: «Чудесный мешочек», «Сухой бассейн», «Ищем игрушку», «Веселые упражнения с карандашом», «Лепим снежки», а также перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую.

Со второго полугодия учебного года я познакомила детей с играми с использованием массажного мячика и новыми пальчиковыми и сюжетными играми: «Пять пальцев», «Сороконожки», «Хозяин дома?», «Я пеку…», «Спрячь в ладошке», «Фонарики», «Пальчик, здравствуй!». Весте с тем, я продолжала повторять с детьми уже знакомые пальчиковые игры, а также дети упражнялись в застегивание и расстегивание пуговиц, дорисовывали ниточку к шарикам.

При ежедневном повторении пальчиковых игр и упражнений, а также введение новых игр, которые заинтересовали детей, многие малыши пытались произносить звуки или слова. Но некоторым детям было сложно проговаривать текст, поэтому им было достаточно выполнять движения вместе со мной, с другим взрослым или с его помощью.

В результате, я убедилась в том, что необходимо произносить тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

К концу учебного года, можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, у многих детей значительно улучшилась речь.

Персонажи и образы пальчиковых игр очень нравятся малышам. Дети с радостью повторяли за мной тексты и движения. Если у ребенка не развита речь, то он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игр и введении новых игр и упражнений, которые заинтересовали детей, они пытались произносить за мной речитатив.

В результате работы над проблемой развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений были достигнуты следующие результаты:

- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, играм и упражнениям;

- возросла речевая активность детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослым, а также в различных видах деятельности;

- у многих детей появились навыки ухода за собой: освоили туалет и начали самостоятельно умываться, без помощи взрослого,

- родители стали использовать пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики в повседневной жизни.

К окончанию учебного года я систематизировала все пальчиковые игры и упражнения в картотеку, которую в дальнейшей буду дополнять новыми играми.

Таким образом, работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как овладение пальчиковыми играми у малышей имеет большое значение для их всестороннего развития. Эти игры важны для развития зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторной интеграции. Также они имеют большое значение для понимания обращённой речи, помогают активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь в дальнейшем влияет на формирование навыков письма.

Вместе с тем, в результате применения пальчиковых игр и упражнений кисти рук и пальцы приобретают ловкость, точность, скорость и силу движений, хорошую подвижность, координацию в целом, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 13:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем макарова олеся (УИ 2621517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД