Полищук Елена
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить, пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый опыт и стимул для развития.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и в своем темпе. Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.
Целью нашей работы в этом направлении является:
- Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста, используя разнообразные формы и приемы работы;
- Совершенствование предметно-развивающей среды группы.
Значение мелкой моторики в развитии очень велико и играет огромную роль в развитии малыша с самого рождения. Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста.
Чем больше нагрузка на пальчики, и чем чаще ребенок совершает точные мелкие движения, тем раньше он научится говорить. Регулярные занятия с детьми способствуют развитию мышления, внимания, наблюдательности, воображения, усидчивости, терпеливости, развивается память. Ребенок учится планировать свои действия, хорошо запоминает зрительные образы.
В своей работе с детьми мы используем различные виды деятельности для развития мелкой моторики и сенсорных навыков :
Например: Игры с пирамидками. С помощью игр с пирамидками развивается мышление, память, внимание, и координация движений; дети учатся различать цвета, сравнивать по форме и величине; различать размеры: большой – маленький; количество: один – много; собирать пирамидку в определенной последовательности от большего к меньшему. Все это собрано в одной игрушке. Собирая пирамидку ребенок оттачивает множество навыков.
Игры с вкладышами:В играх дети знакомятся с окружающим миром, расширяют кругозор. Разбирая и собирая вкладыши, у ребенка формируется представление о предметах, явлениях окружающего мира; изучение и закрепление знаний о цветах, геометрических фигурах.
Также детям очень нравятся стаканчики - вкладыши, они обладают способностью прятаться друг в друга, из них также можно строить башенки от большего к меньшему
Игры с крупной мозаикой:Для детей это не просто мозаика, а маленькое волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов. Крупную мозаику удобно брать в руки. С ее помощью развивается усидчивость, мышление, цветовосприятие, терпение, точность, внимание, проявляются творческие способности.
Игры с застежками:Эти игры служат обучающим средством в развитии навыков самообслуживания. Ребенок учится расстегивать и застегивать различные виды застежек. В процессе развивается тактильное восприятие, координация движений обеих рук, глазомер, внимание и усидчивость.
Игры с конструктором и кубиками: их очень любят дети, сооружают простые постройки. Они способствуют развитию мелкой моторики, представлений о форме, цвете и величине; ориентировке в пространстве.
Игры с крупными пазлами: С большим удовольствием собирают и учатся: - выбирать глазами подходящую деталь, - удерживать внимание, - выкладывать детали на соответствующее место.
Лепка:Лепка простых элементов двумя руками заставляет одновременно работать два полушария головного мозга. Это способствует укреплению межполушарных связей, благодаря этому улучшается саморегуляция и развивается внимание.
Игры с кинестетическим песком: позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
Рисование на крупе:Изображая пальчиками различные линии на подносе с крупой, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальцах рук.
Вывод:Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь.