Сиделева Лариса
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью тестопластики
▼ Скачать
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью тестопластики.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью тестопластики» размещена в разделах
Лепка –одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания –помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, учащиеся знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В процессе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев интеллектуальные и творческие способности. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительной деятельности ребенка. О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей,так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки,особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - " Тестопластика".
Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто использовалось при изготовлении сувениров, украшений, мистических символов. В Германии считалось, что такие украшения не только украшают дома, но и приносят удачу. Славяне делали из теста большие картины, а в Китае из теста изготавливали марионеток для кукольных представлений.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью,пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Целью моей работы стало раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
Цели и задачи, которые помогают решать занятия по тестопластике :
-Коррекционно-развивающие – развитие и коррекция всех психических функций.
-Обучающие - расширение знаний и представлений о самом себе и окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
-Коммуникативные – развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
-Релаксационные – преобразование деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
-Воспитательные- развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Таким образом, лепка для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста способствует всестороннему развитию личности.
В группе должны быть созданы все условия для организации работы по развитию творческих способностей детей, необходимо создать небольшой уголок творчества по тестопластике, где находятся: краски (акварельные, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, разные кисточки, ножницы, цветные ленты, цветная и бархатная бумага, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, пуговицы, бусинки и бисер.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестопластика.
Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.
Приготовление теста :
Тесто замешиваю в присутствии детей. Даю возможность потрогать, помять, высказать свое впечатление о нем, какое оно -твердое, белое, холодное? Оторвав кусочек, скатать «колбаску», «колобок», «косичку», «капельку» и т. д. Приготовить тесто для лепки совсем не сложно. Смешайте вместе две части муки, одну часть мелкой соли и части воды. Тщательно вымесите и тесто готово, можно творить! Храните тесто в банке или пакете, без доступа воздуха. Если тесто обветрилось, и на нем образовалась корочка, смажьте его масло – корочка легко удалиться. Сушить изделия из соленого теста можно и в духовке электрической плиты (при температуре – 75 С в течении одного часа) и в духовке газовой плиты (времени потребуется вдвое больше). Самым удобным способом является сушка на воздухе. Этот способ самый экономичный, но занимает больше всего времени. Лучше использовать этот способ в летнее время. Сушить изделия из соленого теста на батарее нельзя!
После того как тесто замешано, можно приступить к его разделке. Объемные детали следует лепить на столе, покрытом пластиковой доской или клеенкой, плоские удобнее вырезать прямо на противне, чтобы они не деформировались при переносе, и их обратная сторона осталась гладкой и ровной. Перед началом работы нужно исключить появление пузырей между тестом и его поверхностью. Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу, было надежным, места их соединений необходимо смачивать водой. Проще всего освоить технику лепки из соленого теста, выполняя мелкие орнаменты детали, а затем собирая из них, маленькие и большие композиции. Выполнение фигурки или композиции из них – это только «полуфабрикаты». Чтобы превратиться в законченные изделия, они должны пройти еще несколько стадий: сушки, глазирования, раскрашивания и лакирования. Раскрашивать изделия из соленого теста удобнее гуашью. Ее цвета более
яркие и стойкие. После полного завершения работы можно покрыть изделие
лаком. Он придаст ему блеск и защитит от влаги.
Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:
-откручивание;
-отщипывание;
-разрезание прочной нитью;
-разрезание и надрезание стекой;
-формование.
Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму:
-раскатать в ладонях или на столе;
-сплющить;
-вдавить;
-вытянуть;
-согнуть.
Учимся соединять детали:
-прижать;
-примазать;
-загладить.
Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент вработе:
-дополнение изделия мелкими деталями (налепами);
-процарапывание различными инструментами;
-оформление рельефом (оттиском).
На занятиях, используется наглядный материал –инструкционные карты, пошаговые зарисовки, книги с иллюстрациями детских художников. Планируя работу с детьми, темы подбираю с учётом сезона и календарных праздников. Чтоб добиться творческих результатов мною были подготовлены пособия,помогающие в реализации достижения цели, которые включают в себя: программа и тематическое планирование; поурочные разработки занятий; презентации; дидактические материалы.
Вывод:
Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны. На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает деткам органично развиваться, а нам – педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.