Маргарита Федорович
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы
▼ Скачать + Заказать документы
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией".
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
Однако бывает, что с речью у ребенка-дошкольника все в порядке, а мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет штриховка – непосильная задача, это повод бить тревогу, потому что к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество жизни человека.
Из всего сказанного выше следует, что проблема работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:
1. Игры и упражнения с пальчиками.
2. Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.
3. Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.
4. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с пальчиками и их названием: используются загадки, небольшие стихи и потешки про пальчики.
Детям нравятся пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Малыши и ребята постарше любят рассказывать стихи и потешки про пальчики. Дети получают от этого положительное эмоциональное удовольствие.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтобы их же сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца, а потом правой загибает пальчики левой руки.
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.
Необходимо объяснять малышам, что умелыми пальчики становятся не сразу, надо помочь им быть умелыми, и они смогут красиво рисовать, лепить, делать все, что захочется.
-Как вы думаете, почему палец называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
При выполнении игровых упражнения по развитию моторики пальцев обязательным условием является вовлечение всех пальчиков как у левой, так и у правой руки поочередно или у обеих вместе, это способствует развитию не только пальчиков, но и кистей рук.
«Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».
«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.
«Пианист». Имитация игры на пианино.
«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.
Детям интересно выполнять различные упражнения, играть с мелкими предметами; дети с удовольствием разучивают и используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Игры со счетными палочками позволяют дошкольникам фантазировать, создавать из обычных палочек целые композиции. Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д. «Строим дом из бревен» из счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. «Посадим лес», «Сделаем грузовик» и многое другое. Здесь совершенствуется не только моторика, но и воображение. Можно использовать рамочку для фото – получится картинка.
Очень эффективно помогают в работе по развитию тонкой моторики у дошкольников дидактические игры. Они имеют большое значение не только в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.
Для малышей игра «Золушка» :
1. – Перебери гречку, рис, пшено, горох, фасоль.
2. – Переложи фасоль в стакан.
3. – Собери фасоль в горсточку.
4. – «Замеси тесто». Насыпь в кастрюлю гороха или фасоли, или какой-то другой крупы. Ребенок опускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
В старшем возрасте эту игру «Золушка» следует усложнить: в прозрачную пластиковую баночку или стакан дети насыпают слоями перебранные крупы, фасоль, горох получается своеобразный рисунок такой, какой придумал ребенок. При выполнении этого задания активно работают большой, указательный, средний и безымянный пальцы (как бы солим).
Эта, всем известная, игра развивает мелкую моторику рук и одновременно расширяет представления дошкольников об окружающем мире : знакомит с различными крупами.
Игры и упражнения с пуговицами. «Подберите пуговицы разного цвета и размера: «Выложи рисунок из пуговиц» (по образцу воспитателя, «Придумай свой рисунок из пуговиц». Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
В младшем и среднем возрасте часто практикуется работа с отдельными предметами: выложи узор из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на песке по представлению и образцу.
Выкладывание на листе бумаги нескольких изображений реалистичных предметов, игрушек, геометрических фигур предлагается детям в старшей и подготовительной группе.
«Чудесный мешочек» - универсальная в своем роде игра. Ее варианты, в зависимости от темы и частной задачи, помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать,, выделять и различать с помощью осязания окружающие его предметы, их свойства, материалы, из которых они сделаны, геометрические тела их величину, находить эти формы в окружающих предметах.
Игры в мяч, кубики, мелкий конструктор, с мозаикой приносят большую пользу ребё нку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает дошкольнику усовершенствовать мелкие движения, делают их более точными, экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии.
В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.
Для начала хорошо использовать рисование пальчиками и ладошкой. Такое рисование не только расковывает творческие возможности ребёнка, но еще, по мнению многих педагогов, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Так получаются разноцветные горошинки, бусы, фонарики и т. д. Надо отметить, что в процессе рисования у детей формируются не только элементарные графические умения так необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, но и развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.
В дошкольном возрасте все дети должны приобрести графические навыки. У многих дошкольников младшего возраста наблюдается отсутствие точности и уверенности движений ведущей руки поэтому с младшей группы (в игровой форме) следует использоваь упражнения, которые эффективно помогают в работе по развитию тонкой моторики и глазомера.
– Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок разной величины.
«Погуляем по ровным дорожкам», «Привяжем ниточки к шарикам», «Украсим шарфик полосками», «Дождинки падают из облака в лужу», «Машина едет в гараж», «Смотаем клубочки для бабушки», «Скатаем комья для снеговиков» и т. д.
В средней и старшей группе задание усложнилось: «Такие разные дорожки» : «Проведем волнистые линии», «Проведем неотрывную линию по спирали, по кругу, параллельные линии по вертикали: сверху - вниз или по горизонтали: слева – направо».
Для формирования зрительно-моторных координаций в старшем возрасте – практикуются упражнения: «Построй кукол на зарядку».
«Составь из частей целое», «Составь из двух треугольников квадрат (из двух квадратов прямоугольник, из двух частей круг и т. д.)», «Составь из нескольких геометрических фигур одну».
С дошкольниками-подготовишками для формирования графических навыков, как показывает опыт многих педагогов, целесообразно работать в тетрадях в крупную клетку. При этом необходимо с самого начала следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя.
Работа в тетрадях в клетку начинается со знакомства с тетрадью и рабочей строкой. Задания и упражнения в тетрадях также разнообразны: «Продолжи узор», «Напиши вертикальные и горизонтальные прямые палочки», «Напиши дуги, волнистые линии, круги, овалы», «Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки», «Соедини точки, отрывая руку», графические диктанты.
В процессе работы в тетрадях у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется ориентировка на листе, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий приводит
к росту ручной умелости дошкольников,
позволяет ребенку развивать речь, логику мышления,
подготовить доминантную руку к письму и в целом
способствуют развитию интеллекта,
помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы,
позволяет лучше познать мир, в котором он живет.