МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы

Маргарита Федорович
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы
▼ Скачать + Заказать документы

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией".

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы» размещена в разделах

Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

Однако бывает, что с речью у ребенка-дошкольника все в порядке, а мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет штриховка – непосильная задача, это повод бить тревогу, потому что к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество жизни человека.

Из всего сказанного выше следует, что проблема работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:

1. Игры и упражнения с пальчиками.

2. Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.

3. Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.

4. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с пальчиками и их названием: используются загадки, небольшие стихи и потешки про пальчики.

Детям нравятся пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Малыши и ребята постарше любят рассказывать стихи и потешки про пальчики. Дети получают от этого положительное эмоциональное удовольствие.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца, а потом правой загибает пальчики левой руки.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.

Необходимо объяснять малышам, что умелыми пальчики становятся не сразу, надо помочь им быть умелыми, и они смогут красиво рисовать, лепить, делать все, что захочется.

-Как вы думаете, почему палец называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

При выполнении игровых упражнения по развитию моторики пальцев обязательным условием является вовлечение всех пальчиков как у левой, так и у правой руки поочередно или у обеих вместе, это способствует развитию не только пальчиков, но и кистей рук.

«Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

«Пианист». Имитация игры на пианино.

«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

Детям интересно выполнять различные упражнения, играть с мелкими предметами; дети с удовольствием разучивают и используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Игры со счетными палочками позволяют дошкольникам фантазировать, создавать из обычных палочек целые композиции. Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д. «Строим дом из бревен» из счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. «Посадим лес», «Сделаем грузовик» и многое другое. Здесь совершенствуется не только моторика, но и воображение. Можно использовать рамочку для фото – получится картинка.

Очень эффективно помогают в работе по развитию тонкой моторики у дошкольников дидактические игры. Они имеют большое значение не только в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.

Для малышей игра «Золушка» :

1. – Перебери гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

2. – Переложи фасоль в стакан.

3. – Собери фасоль в горсточку.

4. – «Замеси тесто». Насыпь в кастрюлю гороха или фасоли, или какой-то другой крупы. Ребенок опускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

В старшем возрасте эту игру «Золушка» следует усложнить: в прозрачную пластиковую баночку или стакан дети насыпают слоями перебранные крупы, фасоль, горох получается своеобразный рисунок такой, какой придумал ребенок. При выполнении этого задания активно работают большой, указательный, средний и безымянный пальцы (как бы солим).

Эта, всем известная, игра развивает мелкую моторику рук и одновременно расширяет представления дошкольников об окружающем мире : знакомит с различными крупами.

Игры и упражнения с пуговицами. «Подберите пуговицы разного цвета и размера: «Выложи рисунок из пуговиц» (по образцу воспитателя, «Придумай свой рисунок из пуговиц». Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

В младшем и среднем возрасте часто практикуется работа с отдельными предметами: выложи узор из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на песке по представлению и образцу.

Выкладывание на листе бумаги нескольких изображений реалистичных предметов, игрушек, геометрических фигур предлагается детям в старшей и подготовительной группе.

«Чудесный мешочек» - универсальная в своем роде игра. Ее варианты, в зависимости от темы и частной задачи, помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать,, выделять и различать с помощью осязания окружающие его предметы, их свойства, материалы, из которых они сделаны, геометрические тела их величину, находить эти формы в окружающих предметах.

Игры в мяч, кубики, мелкий конструктор, с мозаикой приносят большую пользу ребё нку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает дошкольнику усовершенствовать мелкие движения, делают их более точными, экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии.

В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Для начала хорошо использовать рисование пальчиками и ладошкой. Такое рисование не только расковывает творческие возможности ребёнка, но еще, по мнению многих педагогов, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Так получаются разноцветные горошинки, бусы, фонарики и т. д. Надо отметить, что в процессе рисования у детей формируются не только элементарные графические умения так необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, но и развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.

В дошкольном возрасте все дети должны приобрести графические навыки. У многих дошкольников младшего возраста наблюдается отсутствие точности и уверенности движений ведущей руки поэтому с младшей группы (в игровой форме) следует использоваь упражнения, которые эффективно помогают в работе по развитию тонкой моторики и глазомера.

Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок разной величины.

«Погуляем по ровным дорожкам», «Привяжем ниточки к шарикам», «Украсим шарфик полосками», «Дождинки падают из облака в лужу», «Машина едет в гараж», «Смотаем клубочки для бабушки», «Скатаем комья для снеговиков» и т. д.

В средней и старшей группе задание усложнилось: «Такие разные дорожки» : «Проведем волнистые линии», «Проведем неотрывную линию по спирали, по кругу, параллельные линии по вертикали: сверху - вниз или по горизонтали: слева – направо».

Для формирования зрительно-моторных координаций в старшем возрастепрактикуются упражнения: «Построй кукол на зарядку».

«Составь из частей целое», «Составь из двух треугольников квадрат (из двух квадратов прямоугольник, из двух частей круг и т. д.)», «Составь из нескольких геометрических фигур одну».

С дошкольниками-подготовишками для формирования графических навыков, как показывает опыт многих педагогов, целесообразно работать в тетрадях в крупную клетку. При этом необходимо с самого начала следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя.

Работа в тетрадях в клетку начинается со знакомства с тетрадью и рабочей строкой. Задания и упражнения в тетрадях также разнообразны: «Продолжи узор», «Напиши вертикальные и горизонтальные прямые палочки», «Напиши дуги, волнистые линии, круги, овалы», «Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки», «Соедини точки, отрывая руку», графические диктанты.

В процессе работы в тетрадях у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется ориентировка на листе, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников

Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий приводит

к росту ручной умелости дошкольников,

позволяет ребенку развивать речь, логику мышления,

подготовить доминантную руку к письму и в целом

способствуют развитию интеллекта,

помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы,

позволяет лучше познать мир, в котором он живет.

Публикации по теме:

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 16:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Федорович (УИ 205354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД