Галина Кузнецова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследования М. М. Кольцовой, Е. И. Исенина, Л. В. Фомина и др. показали, что если развитие движения пальцев соответствует возрастной норме, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше. Какова причина этого явления? Раньше не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Для педагогов и родителей подготовила домашнюю игротеку, в которой систематически размещаю новые игры и упражнения на развитие моторики, а также использую их в коррекционно-развивающей работе с детьми в ДОУ.
1. Пальчиковые игры.
При проведении пальчиковых игр необходимо использовать следующие правила:
• Следует добиваться техники выполнения движений: свободно, легко, точно, регулируя мышечную силу.
• Необходимо соблюдать определенную последовательность в движениях пальцев (начиная от легких, постепенно переходя к сложным);
• Необходимо отбирать такие упражнения, чтобы все пальчики ребенка постепенно вовлекались в действие;
2. Различного вида игры-тренажеры.
Тренажер – игровое устройство для отработки рабочих навыков, выработки и совершенствования техники выполнения различных действий. Работа с тренажером направлена на:
• Отработки силы нажима пальцев;
• Отработку действий двух, трех пальцев;
• Одновременную отработку действий всех пальцев;
• Отработку действий двумя руками.
3. Упражнения с карандашом, шариковой ручкой, массажной палочкой.
В играх с этими предметами используют следующие упражнения:
• Катание ручки между ладонями в различных направлениях;
• Зажать ручку средними фалангами средним и указательным пальцев и «шагать» по столу;
• Сжимать и разжимать ручку в кулаке.
4. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Кроме того, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.
5. Упражнения массажным мячиком.
Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение.
При включении данного вида игр и упражнений в коррекционную работу следует учитывать следующие рекомендации:
• на начальном этапе упражнения на увеличение силы мышц необходимо начинать постепенно;
• после упражнений на повышение силы мышц должны следовать упражнения на их расслабление;
• для выполнения упражнений применяются мячи четырех степеней сопротивления: очень мягкий, мягкий, средний, твердый.
6. Физминутки с речевым сопровождением.
В ходе физминуток дети как бы «конструируют» из пальцев различные фигуры и предметы. Такие упражнения могут нести в себе такие коррекционные задачи, как :
• Снятие напряжения после изученного нового материала;
• Развитие памяти, внимания, воображения, эмоций;
• Закрепление произношения отдельных звуков речи.
Совместная работа психолога, педагогов и родителей по развитию мелкой моторики дает положительные результаты: способствует развитию речи и подготовке руки к письму.
В своей работе стремлюсь донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Объясняю, чтобы заинтересовать ребенка нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка. Предлагаемые игры на развитие мелкой моторики из домашней игротеки родители с удовольствием используют дома.
Список литературы:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. ,2000.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. -М. :Педагогика,1973.
3. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родтелей – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
4. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика// Дошкольное воспитание, 2005, №6, с. 86-88