Людмила Владимировна Кирюхова
Работа по программе воспитания: результаты, проблемы, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по программе воспитания: результаты, проблемы, перспективы.
Рабочая программа воспитания ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Рабочая программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, воспитатель, заместитель директора и т. п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою школу-интернат воспитывающей организацией.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела.
• Раздел «Особенности организуемого в школе-интернате воспитательного процесса
• Раздел «Цель и задачи воспитания»
• Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»
• Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
К Рабочей программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы.
У каждого классного руководителя есть свой ежегодный план работы с указанием запланированных классных часов,родительских собраний. Кроме этого учитель,особенно начальной школы, на каждом уроке проводит воспитательную работу,которая продолжается и на внеурочной деятельности.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
1. вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
2. формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
3. создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
4. поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
5. поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в начальной школе происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Направления воспитательной работы Курсы внеурочной деятельности Цель работы по данному направлению
Духовно-нравственное воспитание С сентября 2022 года введен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Данный курс осуществляется в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». Проводят занятия классные руководители.
Цель: развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия понедельникам первым урокомпроходятпо
Социальное направление «Экономика: первые шаги»
(ФГОС НОО) Цель:
• формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Спортивно-оздоровительное направление «Я-пешеход и пассажир»
(ФГОС НОО)
Цель:
• приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.
• самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.
Общекультурное направление «В мире книг»
(ФГОС НОО) Цели:
• создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
• расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
• формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общеинтелектуальное направление «Занимательная математика» (ФГОС НОО) Цель:
• развивать математический образ мышления.
К сожалению в данный работа по внеурочной деятельности проходит в дистанционном режиме с применением онлайн –технологий,что конечно не позволяет проводить воспитательную работу в полном объёме. В ходе дистанционного обучения я применяла следующие формы работы : были налажены тесные способы общения с учениками : связь по WhatApp ,Telegram, обучающиеся получали задания по внеурочной деятельности :карточки,ссылки для просмотра презентаций,так же ссылки для просмотра видео-бесед на rutube.Обратная связь –выполненные рисунки детей по пройденным темам,мини –проекты,так например при прохождении темы «Скороговорки и чистоговорки.» на внеурочной деятельности «В мире книг»ообучающиеся выполнили мини –проект «Скороговорки» ,провели исследовательскую работу :узнали у родителей,какие скороговорки,чистоговорки,они помнят с детства.
С родителями обучающихся налажено тесное взаимодействие :провожу телефонные беседы,онлайн –собрания. Дистанционный формат общения позволяет быть на связи всем родителям,независимо от их прописки,что конечно имеет положительную сторону.
Результатом реализации рабочей программы воспитаниядолжна стать интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов. Это – главное, к чему должна привести реализация программы. Сама же она не является средством воспитания! Ребенка воспитывает не документ, а педагоги – своими уроками,действиями, словами, примерами. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится, разумеется, не вопрос разработки программы, а вопрос ее реализации.
Таким образом, в нашей школе реализуется программа воспитания. Из выше сказанного можно сделать вывод: на пути ее реализации встречаются положительные моменты, есть и сложности, есть над чем задуматься, есть над чем работать.
В наших детях мы все чаще наблюдаем какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутренней незрелости. И чем взрослее он становится, тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это выражается не только в отсутствии высоких потребностей (равнодушие к поэзии, к чтению художественной литературы, живописи, классической музыке и т. д., но и в их уверенности в том, что родители обязаны обеспечивать им «достойное качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они никому ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои поступки, действия, они не знают, что такое «чувство долга».
Эта проблема тоже должна стоять в центре воспитательной работы школы, она одна из главных в социализации учащихся. Ответственность – один из главных признаков полноценного развития человека, одна из важнейших характеристик нормального взрослого зрелого человека.
Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. С одной стороны, именно родители более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание. Именно родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, поэтому они могут помочь педагогам верно определить и реализовать перспективу развития каждой школы. С другой стороны, добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций.