Цурикова Юлия Андреевна
Развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности
Цель: Развивать тактильные ощущения, моторику пальцев
Задачи:
1. Развитие координации движений пальцев рук путем специальных упражнений.
2. Развитие чувств ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слов и жестов.
3. Развитие ручной умелости/точность произвольных движений рук, глазомер, аккуратность, настойчивость).
4. Развитие концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности, усидчивости.
Публикация «Развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики рук- это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитие ребенка. Внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь – все они напрямую связаны с мелкой моторикой рук. Развитие этих навыков в дальнейшем скажется на жизни ребенка в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Работа по формированию у детей тонких движений пальцев многогранна: это дидактические игры и упражнения, театр 5 пальчиков, развитие пальцевой живописи и аппликации из прикладного материала (из опилок, чая, кофе, круп, рисование свечкой, набрызгом. Но я хочу остановиться на обучении детей вышиванию - как одном из способов развития пальчиковой моторики.
В этом виде продуктивной деятельности развивается пальчиковая моторика, т. к. дети работают с мелкими предметами, развивается зрительный контроль над движением руки (происходит связь рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Обучение вышиванию производится по следующим этапам работы:
1. Создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности
-Знакомство с искусством
-ознакомление с видами тканей
-ознакомление с видами вышивок.
2. Создание условий для начала работы и техника безопасности
3. Планирование предстоящей деятельности с показом приемов вышивания, непосредственная работа по вышиванию.
4. Организация контроля со стороны воспитателя и обсуждение результатов.
5. Интеграция образовательных областей:
-Связь с развитием речи и народным фольклором.
Дети учатся подробно комментировать свои действия, с помощью вопросов вовлекаются в описание действий. Постепенно у детей формируется потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось. При обучении вышиванию используются пословицы о труде, о рабочих руках, их объяснение, загадывание загадок, работа над обогащением словаря.
-связь с математическими представлениями.
При вышивании дети овладевают множеством соизмерительных действий: это и глазомерный подбор нити нужной длины, и размер стежка, т. к. при обучении в школе им нужно будет соблюдать размеры, расстояния между буквами, цифрами, их элементами.
- связь с умственным воспитанием и сенсорикой.
В вышивании - это развитие анализаторов : тактильного и зрительного, что способствует улучшению умственных способностей, все это подводит ребенка к анализу, синтезу, умозаключению, рассуждению, развитию словесно-логического мышления. Дети учатся ориентироваться на ткани, у них развивается восприятие. Здесь очень хорошо используется прием «думать вслух»- когда дети вышивают и приговаривают над своими действиями, запоминают и экспериментируют.
-связь с изодеятельностью.
Дети упражняются в сочетании и подборе цветов и оттенков, формировании эстетического вкуса.
Художественный ручной труд-это творческая работа с различными материалами, в процессе которой создается поделка.
Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки. Занимаясь вышиванием ребенок развивает не только моторику пальцев рук, но и узнает много нового, развивает образное и пространственное мышление, также дети знакомятся с цветовой гаммой(«теплые» и «холодные» цвета). Рука учит мозг- чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. В работе по вышиванию используются следующие принципы работы:
-принцип самостоятельности
-принцип этапности (от простого к сложному)
-принцип индивидуальности
-принцип интеграции с другими видами деятельности.