Анна Емашова
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования
Рисунки детей – это нечто большее, чем просто рисунки. Это один из способов исследования и познания мира.
Как ребенок познает мир? Он берет предмет и ищет ему применение. Например, берет крышку, окунает ее в краску и делает оттиск на бумаге. Красиво, необычно. А главное, ребенок испытывает наслаждение от самого творческого процесса, который хочется повторить еще и еще раз. Важно помнить, что радость от сотворенного переходит в удовольствие от процесса обучения. Дети живут эмоциями, откликаясь на разнообразие окружающего мира, они осуществляют исследовательское отношение ко всему, что вызывает у них любопытство.
Публикация «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пал ьцев… Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Исследованиями Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского была подтверждена связь интеллектуального развития, уровня развития речи детей и моторики пальцев. Д. Б. Эльконин писал: «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними».
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Но, по мнению И. М. Соловьёва, одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, ведь по рисункам детей можно проследить, как ребенок развивается, какого уровня достигает его мелкая моторика на каждом возрастном этапе. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, обогащается их словарный запас. Находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Огромная роль в развитии мелкой моторики детей отводится именно нетрадиционным техникам рисования. Благодаря таким техникам ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Здесь он неограничен в своей фантазии и даже сам может придумать свою технику, а результат всегда виден сразу и он всегда впечатляет. А это, в свою очередь стимулирует ребенка пробовать новое снова.
Занятия изобразительной деятельностью необычными материалами побуждают ребенка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, развивают его внимание и усидчивость, а главное, дарят огромное удовольствие.
Список литературы
1. Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности: Игры и занятия с детьми 1 – 3 лет. – М. : Молзаика-Синтез, 2008.
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М. : Просвещение. Росмэн, 2008.
3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». – М. : СФЕРА, 2009.
4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки. - М. : СФЕРА, 2009.
5. Лыкова И. А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». - М. : СФЕРА, 2009.
6. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования / Екатерина Немешаева, пер. с нем. В. Давыдовой. – М: Астрель, 2012.
7. Павлова Л. Н. Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех лет. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
8. https://www.liveinternet.ru/community/5610805/post352631125. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка.
9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.