Мария Котова
Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.
Врачи нередко говорят, что «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.
Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления.
Игры с ребристыми счё тными палочками:
«шумелки» (или «добывание огня» с карандашами) с одной или несколькими палочками
«гонки» (или «утюжок» с карандашами)- катать палочку ладошкой одной руки, двумя ладошками две палочки одновременно, чередование рук. «Покатаю вверх и вниз, крепче палочка держись».
«тихо-громко» -тихонько стучим по столу, громко стучим
«вертолёт»- вращение палочки между большим, указательным и средним пальцами. «Отправляется в полёт наш красавец вертолёт»
«волчок» или «юла»- вращение палочки на столе указательным и большим пальцами. «По столу круги катаю, палочку не выпускаю»
«ладошка»- ладошка лежит на столе, вертикально палочкой обрисовываем ладошку. «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко»
«заборчик»- зажимаем одну или несколько палочек между большим и другими пальцами по очереди
Собираем палочки одного цвета, связываем резиночкой
Цветные дорожки
Конструирование дорожек, геометрических фигур, предметов заданного цвета
«конфетки»- собрать палочки одного цвета и завернуть в фольгу. Также с фольгой: смять-разгладить, порвать-подуть, завернуть- развернуть предмет, чеканка
«ёжик для карандашей» - массаж рук: побегать пальчиками всеми сразу, по одному, погладить ладошками; вкладываем палочки вертикально или горизонтально (вдоль, поперёк, крест накрест)
С бусами: нанизывание на шнурок бусинок определённого цвета, формы, цвета и формы; «Чудесный мешочек» (найти одинаковые фигурки, покрутить бусинку на палочке, перекатывать на палочке; разложить фигурки по парам, выбрать две уточки (зайчика, улитки, одеть на палочку бусинки так, чтобы уточки плыли друг к дружке, друг от дружки, друг за другом, в одну сторону, в разные стороны
С шашками- разложить палочки на столе вертикально или горизонтально, кладём шашку в начало, указательным пальцем проходим препятствия, двумя пальцами: указательным и средним с двумя шашками проходим препятствие
Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. П «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:
- регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей
- совершенствовать внимание, память
-облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма
- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей
-подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует :
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
6. Упражнения выполняются непродолжительно.
Задача педагогов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.