Елена Фокина
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Сенсорное развитие».
Для развития сенсорных способностей нужно продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя цвет, форму, величину.
Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч- маленький синий мяч).
Формировать умение называть свойства предметов.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов, как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким образом, развитие восприятия детей 2-3 лет непосредственно связано с сенсорным воспитанием.
Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Моторика – это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Движения рук управляются несколькими механизмами:
1. чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;
2. механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;
3. кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
4. зрение и мышление позволяют ребё нку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, речью, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Именно поэтому для своевременного развития ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и
с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила 1 раз в неделю. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками и строительным материалом являются основной формой работы детей второго – третьего года жизни. В процессе проведения занятий по рисованию и лепке учила детей специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Хочу обратить особое внимание занятиям по лепке из теста. Эти занятия помимо удовольствия приносят и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев, мозга, идет полное расслабление тела и души. Работа с тестом повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику.
Рисование и лепка – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. После общего показа и объяснения воспитателель предлагает выполнить задание, оказывая периодическую помощь детям.
Наиболее успешные сенсорные способности развиваются у детей при работе с различными видами конструктора. Конструируя, ребёнок учится различать не только внешние качества предмета образца (форму, величину, строение, у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок помимо зрительного восприятия качества предмета практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. В процессе обучения детей сооружению разных конструкций развиваются не только сенсорные способности, но и создаются условия для развития творческих умений. Условия для развития зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности : рисовании, лепке, конструировании.
На музыкальных занятиях мы уделяем внимание формированию музыкально-сенсорных способностей детей. Основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому, для музыкального развития ребёнка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания, реально представленных в звучащих образах окружающего мира (дятел стучит, дверь скрипит, листья шелестят и др.). На занятиях мы используем шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками, коробки с палочками и др.). Учим отображению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, весёлые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождь, дует ветер, солнышко, туча. На занятиях по музыке уделяем внимание такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. Такие упражнения улучшают осанку ребёнка, координацию движений, у ребёнка формируется чёткость ходьбы и лёгкость бега. Таким образом, сенсорное воспитание осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности (пение, движение, игра на шумовых инструментах, декоративно прикладное и изобразительное творчество).
На занятиях и в режимные моменты провожу работу по развитию движений пальцев и всей кисти: во время утренней гимнастики, физкульминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна в детском театре. Например, «Театр картинок». Дети показывают картинки, я рассказываю сказку и она «оживает». Очень популярен у детей пальчиковый театр. Игры в театр помогают детям развить не только координацию рук, но и коммуникативные навыки: умение ясно выразить свои мысли, чувства, эмоции, умение слушать, слышать и понимать другого.
Совершенствовать координацию движений и пальцевую моторику помогают игры с песком и водой. Игры с песком позволяют снять детскую раздражительность, агрессивность, развивают фантазию, речь, стимулируют познавательные интересы. Игры с песком я провожу в теплое время года. Показываю, как можно, глубоко погрузив руки в песок, сжимать его, просеивать, т. е. делать самомассаж. Провожу упражнения на развитие мелкой моторики рук : пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, играют на «пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, следов от ботинок, ступней (в жаркую погоду). Предлагаю детям сделать отпечатки геометрических форм на песке, закрепляя при этом их названия. Дети с удовольствием строят ходы и колодцы в песке, лепят из песка «угощение». Я предлагаю детям рисовать на песке палочкой, пальчиком. Это занятие вызывает у детей большой интерес. Очень нравится детям игра-забава «Играем в камешки». По нарисованному на песке контуру дети выкладывают камешками различные узоры. В играх с водой ребёнок не только познаёт её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект. Очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой (переливание из одной ёмкости в другую, окраска воды) доставляют детям радость. Сенсорная культура осуществляется мною и в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе. Обращаю внимание детей на пение птиц, красоту цветов, шум ветра, на всё то, что не оставляет безучастными даже маленьких детей.
Планируя виды работ по развитию мелкой моторики я старалась подобрать речевой материал к ним с учётом речевого развития детей. При выполнении ребёнком любого задания я проговаривала с ним весь материал. Поэтому к каждому заданию, будь то раскраска, выкладывание из палочек, лепка, трафареты или шнуровка я готовила речевой материал: стихотворение, потешку, песенку, рассказ, которые помогали оречевить предметную деятельность ребёнка. Я готовила примерный перечень вопросов, отвечая на которые ребёнок рассказывал о том, что он сделал, как он это делал, что у него получилось. Так, развивая мелкую моторику, я развивала лексико-грамматический строй речи и связную речь.
Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
• Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
• Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
o нахождение заданных предметов,
o угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
• Использование методики Су Джок (работа с различными семенами) :
o сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Перечисленные задания были использованы мною на разных видах занятий.
Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей я осуществляю через игровую деятельность.
Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
- развивается и познает мир.
Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками.
Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.
Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.
Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках.
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Купила маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Такую же роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2. Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку обязательно даю размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3. Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее.
5. Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Показывала малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешивала в одной коробке два вида бусин (горох и фасоль; и просила мне помочь. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру.
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
8. Пересыпание. Пересыпаем с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используем разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, можно завернуть его снова – спрятать в другую бумагу.
11. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
12. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. В группе есть конструкторы с разным принципом соединения деталей.
13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку.
14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями.
Можно нанизывать катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
15. Перелистывать страницы книги по одной. Для этого страницы первой книги должны быть плотными (из картона)
16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ёжика,украсить окна дома разноцветными шнурками).
17. Растегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, можно спрятать вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали).
ли).
22. Катание карандаша между ладошками. Сначала катают карандаш по столу ладонью, а затем между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
23. Пальчиковые народные игры