лариса матчина
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
азвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Очень часто в последнее время мы слышим выражение «Мелкая моторика». Это выражение не обошло и меня стороной. Я решила заняться поиском ответа на этот вопрос. Так как я являюсь мамой чудесного создания в возрасте 4 лет, и все вокруг говорят, пусть делает так, или этак. Мол, это полезно для развития моторики рук. Так вот что я открыла для себя. Итак, под физиологией этого выражения подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно учитывать и координацию «Рука-глаз», т. к развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Так, почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что у нас в головном мозге, центры, которые отвечают за речь и движение пальцев расположены очень близко. И когда мы стимулируем мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. А, еще в дальнейшем эти навыки нашим деткам потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2014
Хочу призвать всех родителей, не бойтесь, давать вашим детям канцелярские товары: карандаши, ручки, ножницы с тупым концом. Пусть они рисуют, разукрашивают, вырезают, нет ничего страшного в том, что ваш ребенок к 2 годам стремиться рисовать. Но конечно не надо забывать про технику безопасности. В процессе «Работы» вашего ребенка вы должны быть рядом в качестве «наблюдателя - помощника». Чтобы помочь правильно научиться держать карандаш, ножницы, кисть.
Вот я сегодня бы хотела поделиться свом опытом по работе в данном направлении. Как я занимаюсь со своими воспитанниками:
Задание №1. Я назвала его «Золушка»
Правила просты. Нужно приготовить поднос, на котором будут перемешаны семена одного вида, но разного сорта 3-4 вида. Например: Фасоль красная крупная, фасоль белая круглая мелкая, фасоль спаржевая овальная черная и т. п. Все перемешивается на одном подносе. Можно придумать легенду. У меня это, к примеру, Домовенок Кузя, который очень любит пошалить и регулярно предлагает за ним прибраться. Итак, перед детьми 3-4 разных стаканчика в которые нужно разобрать семена по цвету и форме. Такие игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Когда ребята с легкостью перебирают семена. Задание усложняется. Предлагаю сортировать и угадывать закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами одной руки к столу, стараясь при этом делать вращательное движение.
Задание № 2 «Игры с крупой, ракушками и мелкими камешками».
Принцип тот - же, только кроме семян растений, добавляются мелкие морские камушки и ракушки, которые дети привозят с моря. И бусинки желательно крупные. Сложность в том что, нужно перебрать не только по форме, но и вести понятие «Живая не живая» природа. Это задание выполнять с детьми старшей и подготовительной группы.
Задание №3 «Упражнения с водой»
Нам понадобиться коробочки от шоколадных конфет. Стаканчики под воду и шприцы. Шприцы я использую от детских сиропов «Нурофен, калпол»
Придумываю опять легенду, что мы садоводы и нам нужно посадить и полить растения. Сначала в каждую ячейку коробочки, один ребенок раскладывает по зернышку. Второй ребенок вытаскивает из каждой ячейки. Потом один ребенок с помощью шприца наполняет ячейку водой. Нужно быть внимательным и не пропустить ни одной ячейки, а то наше растение погибнет. Второй ребенок опустошает ячейки от воды. При выполнении таких заданий ребята так увлекаются этой процедурой. При этом важно сразу заготовить салфеточки или губки, для того чтобы можно было вытирать за собой, если проливаешь воду. Здесь важно помочь детям работать обеими рукам. Когда левая рука придерживает, правая прилагает усилие и т. д.
В возрасте от 2-6 лет дети наиболее восприимчивы к спонтанному, природному развитию руки - главное предоставить ему больше возможностей. Что я заметила, что дети часто ощупывают предметы, берут их тремя основными пальцами (большой, указательный и средний). А, как известно психологи утверждают, что письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению.
Я также советую родителям дома несколько вариантов для развития мелкой моторики. Вот, например некоторые из них:
-Корзинка с деревянными или пластмассовыми прищепками,
-сортируем семена,
-переливание из одного сосуда в 2-3 разных сосуда по форме,
-переливание воды через воронки,
-игры с крупными бусинками, пуговками, мелкими камешками.
Самое важно что надо учитывать продолжительность таких занятий зависит от возраста детей. В младших группах нужно вовремя остановиться, в тот момент времени когда им еще хочется поиграть, но время закончилось. Тогда следующего занятия они будут ждать с нетерпением. Рекомендованное время от 5 до 7 минут. В среднем и старшем возрасте 10-15 мин. Таким образом пальчиковые упражнения, при умелом их использованием в различных занятиях, будут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения. И все это обусловлено будет игровой, бытовой и образовательной ситуацией.