Ольга Веребей
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно развивающих играх, на занятиях и в быту
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционное воздействие песка,воды,глины,воздуха можно рассматривать не только как элемент арттерапии, но и как одну из форм естественной деятельности ребенка в природной среде,что способствует развитию мелкой моторики рук. Кроме того, обьекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий. Так, например,занятие с песком можно провести следующим образом. Педагог погружает свои руки и руки детей в песок и проговаривает свои ощущения: песок теплый,приятный ласкает пальчики. В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении. С помощью педагога дети могут оставлять отпечатки рук на мокром песке, а также рисовать различные геометрические формы. Игра для ребенка станет еще интереснее, если в песке он сможет найти заранее спрятанный взрослым сюрприз:машинку, мячик,лопатку,шишку,желудь и т. д. Ребенок может на ощупь узнавать и называть найденные предметы. Эти занятия позволяют перейти к упражнениям, направленным на развитие движений пальцев рук (мелкой моторики); пальчики (гуляют) по песку (танцуют) на песке (играют как на пианино (работают как на компьютере). Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетических чувств и мелкой моторики учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Игра усложняется,если это упражнение проделать во влажном песке. Эти игры и упражнения можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми,задержкой психического развития,нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно развивающих играх, на занятиях и в быту» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Темочки
Работу по развитию мелкой моторики детей желательно проводить систематически и ежедневно. Начинать можно с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж рук - поглаживание их, слегка надавливая в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка- взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточные и энергичные. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие повышению внимания к работоспособности детей. Они могут проводиться также в часы, отведенные для игр, и во время прогулки. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировки движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активнее. Большие трудности возникают у ребенка в быту при овладении умением расстегивать и застегивать пуговицы. Педагогу, работающему с детьми 3-4 лет, и родителям придется запастись терпением и доброжелательным отношением к ребенку на время, отводимое для обучения этому навыку. Обучая застегиванию и расстегиванию пуговиц, уместно использовать свои личные вещи, вначале желательно с крупными пуговицами. Сначала делайте это упражнение вместе с ребенком, потом пусть он расстегивает и застегивает пуговицы самостоятельно. Можно самим сделать не хитрое приспособление: нашить на полоску толстой материи крупные пуговицы, на второй полоске прорезать отверстия и упражнять детей, хваля их за старания. Позднее такую же работу нужно проводить с пуговицами меньшего размера. Для этого можно собрать планки со старых вещей: наволочек, рубашек. После того как дети овладеют навыком застегивания нужно добиться, чтобы они сами застегивали пуговицы на своих вещах. Труднее дается ребенку расстегивание. Обычной реакцией на это бывают слезы, либо просьба помочь, либо вырывание пуговиц с мясом. Необходимо терпеливо добиваться от ребенка правильного выполнения задания, формируя у него таким образом умение достигать цели через преодоление трудностей. Шнуровка ботинок - тоже трудное и кропотливое дело, обучая которому нужно не забывать об игровом моменте. Для этого можно сделать картонные или фанерные фигурки животных или сказочных героев, на которых проколоть отверстия на расстоянии друг от друга 2 см. а от края 1см. так, что бы через эти отверстия можно было пропустить круглый шнурок, ленту или тонкую веревку. Работа эта трудная, задание нужно несколько раз повторить, только за тем предлагать ребенку вдеть шнурок, с начало с помощью взрослого, а уж потом самостоятельно. Завязывание шнурков дается детям с трудом. По этому с начало неплохо потренироваться их завязывании банта кукле, на своем платье, научить перевязывать пакеты с подарками для мамы, для братьев и сестер к Новому году, дням рождения - это приучает к аккуратности и воспитывает эстетические чувства. Учить вставлять ключ в замок нужно начинать с помощью заводной игрушки. Потом можно обратиться к окружающей ребенка обстановке, попросить его открытии и закрыть замок в шкафу, ящике стола. В более старшем возрасте следует научить ребенка пользоваться ключом входной двери, навешивать и снимать цепочку, чтобы в экстренных случаях он смог сам открывать дверь, но предостеречь, чтобы не открывать чужим людям.
Для формирования тонких движений рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Выполнять упражнения следует ежедневно по 5-10 минут учитывая при этом силы ребенка, чтобы не вызвать у него усталости и, как следствие, негативное отношение к занятиям.