Ирина Грохотова
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ СОШ №8 (здание 3)
Дошкольная образовательная организация №16
Конспект доклада «Развитие мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Составитель: Музыкальный руководитель
Грохотова Ирина Георгиевна
Город Раменское, Московская область
2024 год
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ОВЗ.
Развитие мелкой моторики и координации движений являются одним из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких,точных движений кистями и пальцами рук и ног. Частотв понятии «Мелкая моторика» используется термин «ловкость».
Развитию мелкой моторики следует уделять огромное внимание. Она положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную итворческую деятельность. Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рку помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, также снимают умственную отсталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать,одеваться и т. д.)
Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
На ладони и стопе находится около 1000 важнейших биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.
Массируя мезинцы - можно активизировать работу сердца, безымянный — печень,указательный — желудок, большой — голова, средний — кишечник.
Методика проведения работы по развитию мелкой моторики
1. самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы)
2. пальчиковая гимнастика
3. пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
Организация работы
• длительность
• соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
• Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
• Многократное повторение
• задания должны усложняться «от простого к сложному»
• соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы
• использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки,скороговорки)
• ребёнку всегда предлагается инструкция
• занятия только совместные (взрослый-ребёнок)
• поощрение обязательно
Игрушки для развития мелкой моторики
1. Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление,освоение форм, размеров, цветов Развивается тактильная чувствительность.
2. Кубики. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитию внимания и логики.
3. Пазлы или рамки-вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, целостного восприятия предмета, логического и ассациативного мышления ребёнка.
4. Фигурки на магнитах. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственногомышления.
5. Кубы-сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Знакомятся с разными геометрическими фигурками, цветами.
Средства развития мелкой моторики
1. Массаж кистей рук и пальцев.
2. Массажёры
3. Тренажёры для развития мелкой моторики
4. Упражнения с мячиками, шариками.
5. Пальчиковая гимнастика
6. Пальчиковые игры
7. Игры с пластилином,тестом, глиной
8. Рисование, раскрашивание
9. Аппликация
10. Игры с бумагой
11. игры с конструктором, мозаикой.
12. Игры с пуговицами
13. игры с крупами
14. игры со счётными палочками
15. шнуровки
16. игры с песком и водой
17. игры с камушками,бусинками, пробками, макаронами
18. игры с резинками, лентами
19. игры с прищепками
20. пальчиковый театр
Массаж кистей рук и пальцев
Можно выделит три комплекса упражнений самомассажа:
-самомассаж тыльной стороны
-самомассаж ладони
-самомассаж пальцев рук