Светлана Егорова
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Слайд 2
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Слайд 3
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» размещена в разделах
Мелкая моторика — Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Слайд 4
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Слайд 5
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- создать предметно-развивающую среду,
- познакомить детей с нетрадиционными техниками творческой деятельности,
- обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей,
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,
- проводить просветительскую работу с родителями по этому направлению.
Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Слайд 6
Игры и упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики рук : массаж рук, игры с различными предметами и материалами, пальчиковые игры, пальчиковый театр, лепка из разных материалов, конструирование.
Слайд 7,8
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Такие игры очень эмоциональны, увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.
Слайд 9
В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности).
Слайд 10
Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.
Слайд 11
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Слайд 12,13
Также в свою работу я внедряла нетрадиционные техники изобразительной деятельности : рисование пальчиками, ладошками; аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Аппликация из салфеток увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись также обрывная аппликация. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Слайд 14
Деятельность по лепке из пластилина и соленого теста также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки
Слайд 15,16,17,18
Большой интерес вызывало собирание пазлов, мозаики, домики-вкладышы, сухой бассейн, игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь.
Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики «Шнуровки», «Волшебные прищепки», «Светофор», «Подбери по цвету».
Игры-шнуровки, Игры с прищепками, подбери по цвету - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; пространственное воображение, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; развивают творческие способности; развивают усидчивость; способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности.
В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Слайд 19
Если ребенка с самого раннего возраста учить управлять движениями своих рук, то в будущем у него не возникнет проблем с рукоделием, с письмом, с рисованием, с лепкой и т. д. А если это все проделывать с помощью игры, то это будет не только полезно, но и интересно! Применение педагогами и родителями всевозможных игр и занятий для развития мелкой моторики рук стимулирует процессы умственного и речевого развития детей!
Слайд 20
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях», «Ум на кончиках пальцев». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Слайд 21
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.