Ирина Сурикова
Развитие мелкой моторики рук на первом году жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Однако по отношению к младенцу это вопрос приобретает значение проблемы, ибо в первые месяцы жизни у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия. Во время комплекса оживления, когда ребенок останавливает взгляд на лице взрослого склонивший над ним, улыбается ему, начинает активно двигать ручками к лицу взрослого. В этом возрасте, от 3-4 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центов тактильного анализатора коры больших полушарий.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук на первом году жизни» размещена в разделах
Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно сказывается на развитие речи. Таким образом, формирование движения руки начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Однако прежде чем рука ребенка, начинает в своих действия походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.
Первая двигательная функция руки- схватывания, проявляется в 2-3месяца как врожденный рефлекс, новорожденный ребенок не только схватывает прикоснувшийся к его ладони предмет, но и ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным рефлексом, потому что он возникает на раздражение ладони, а не пальцев.
В 3-4,6месяце начинается этап, который можно назвать подготовительный в освоении движений: здесь появляются простые движения руки, направленные непосредственно на контакт с объектом, притягивание к себе предмета случайно задетого, ощупывание его. Однако действия все еще носят безусловно – рефлекторный, т. е. случайный характер и выполняется без целенаправленного волевого усилия. Ребенок удерживает в руке игрушку, если взрослый вкладывает ее в ладонь: в 2- месяца 2-3 сек., в 3 мес. – до 10 сек., в 4 мес. – до 20 сек.
В возрасте от 4 – 7 мес. у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого результативного действия. У ребёнка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета, он его ощупывает, рассматривает, обследует предмет губами и языком. Отбрасывает один предмет и берет другой, может отбросить его в сторону, на пол, что -бы вызвать звук.
С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета активно участвуют пальцы заметно доминирует большой палец; ребенок отводит его при схватывании объекта. Поэтому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмично взмахивать предметом, извлекая звук, может переложить его в другую руку.
В 6 месяцев ребенок не только крепко держит вложенный в руку предмет, но и сам берет его из любого положения. На этом этапе малыш познает движение предметов, как следствие их притягивания и отталкивания, а главное он выделяет форму предметов, в соответствии с возможностями их схватывания и перемещении. У него появляются способность выделять постоянные свойства предмета, независимо от его положения. Так у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать любимой.
В 7- 10 месяцев это уже следующий этап развития действия с предметами, этап соотносить предмет с определенным местом в пространстве. В этот период ребёнок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он выполняет двухактные действия: вкладывает и выкладывает предметы, укладывает в определенное место, снимают со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их, закрывает крышку коробки, стремиться вызвать звук.
В 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно крепко сжимает игрушку, если её хотят у него взять. Он берет мелкие предметы двумя пальчиками, а большие всей ладонью. Интенсивно работает не только большой палец, но и указательный. Ребенок начинает выполнять довольно тонкие движения. У него начинает проявляться преобладание одной руки, как правило правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражать предметным действия взрослого. Малыш познаёт новые свойства предметов.
С 10- 12 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Дети начинают использовать предметы целенаправленно: из чашек пьют, машинку катаю, куклу укачиваю, из кубиков строю. Совершенствуются действия, выработанные ранее, а так же отмечаются обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжение этого периода совершенствуются действия рук, кулачок разжимается, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.
КАКИЕ ЖЕ ЗАНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫ РЕБЕНКУ, НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВОГО ГОДА ЕГО ЖИЗНИ, ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РУК?
В первые месяцы, целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера используя данные от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, поочередно в каждую руку вкладывается шарики диаметр 2- 2,5 см., добиваясь рефлекторного схватывания.
Подбираются шарики, разные по весу, по материалу (пластиковые, деревянные, резиновые, металлические, а так -же самодельные матерчатые - гладкие, махровые, покрыты мехом, кожей, твердые и мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускают в ладонь ребенку сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Можно чередовать шарики, поочерёдно отпускать их в каждую руку, одновременно вкладывать шарики в 2 руки одинаковые или разные. Потягивая шарики за ленточку, и не вынимая его из ладони ребёнка, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Аналогичное упражнение малыш может выполнять и с палочками диаметром 1- 1,5 см. Палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну в две руки ребенка.
Хорошо давать вкладыш в виде небольших валиков из: клеёнки, махровые, из ситцевой ткани, они стимулируют движение руки (схватывание, сжимание, дифференцирует положение большого пальца, развивают тактильную чувствительность ладони.
Один из методов обучения детей первого года жизни (после 3 мес.) действиями с предметами является метод пассивных движений, взрослый выполняет действие рукой ребенка. На протяжении всего первого года взрослый использует этот метод с разно степенью активности со стороны ребенка. В первые месяцы жизни взрослый выполняет действия за ребенка, затем вместе с ним. Начиная с 3 месяцев, после каждого упражнения взрослый дает ребенку возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью, не опережая его инициативность. После пассивного упражнения надо стимулировать активность ребенка, проявляющуюся в самой элементарной форме. При действиях с предметами взрослый должен давать ребенку время на их рассмотрение, не торопить, переходя к непосредственному выполнению.
До 3 - 4 месяцев ребенок не может долго удерживать предметы, поэтому полезно использовать мягкие манжеты, изготовленные из различных тканей, которые длительно время удерживаются на ладони малыша. Полезны упражнения с ленточками и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руку гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно подтягивая за один конец ленточку или шнурка, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать.
К концу этого периода т. е. к 5 месяцам ребенок должен не только случайно наталкиваться на игрушку, но и направлять к ней руки, захватывать и наконец, брать игрушку в руки. В 5 месяцев малыш может долго лежать на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка подкладывают плоские подушечки из поролона толщиной 1 -1,5см. К подушечке нужно подобрать чехлы из разных цветов и фактуре ткани (фланель, шелк, клеёнка). На другую сторону можно нашить плоские пуговицы различной формы. Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладошки на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит его ладонью по поверхности подушечки, стараясь вызвать ощупывающие движения, через некоторое время взрослый переворачивает ребенка, стимулируя его ориентировочное поведение и так 2- 3раза. Все пособия для малышей должны отвечать требованиям безопасности - пуговицы накрепко пришиты, палочки гладкие и т. е. Все действия ребенка с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого, по окончанию игрушки убираются.
В 6 месяцев ребенок хорошо берет игрушку из различных положений и подолгу с ними занимается. С этого времени можно учить ребенка захватывать предмет не только из разных положений, но и разными способами: плавное приближение с постепенным опусканием, движение скользящие по поверхности. Вначале взрослый рукой ребенка описывает траекторию по направлению к предмету, малыш как бы разучивает движение, затем начинает выполнять самостоятельно. Совершенствование движений идет на протяжении всех последующих месяцев. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения руки к предмету, умения захватывать и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточку, укрепленные на шнурке, побуждая малыша захватить их, подтянуть к себе. Так же нужно формировать правильный захват предмета, для это используют игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном погремушку, деревянные ложки.
С того момента, когда у ребенка возникает целенаправленные действия захватывания, умения крепко удерживать предметы в руках, все упражнения начинаю носить активный характер т. е. выполняются самим ребенком. В его действиях можно выделить две стороны техническую, т. е как ребенок совершает действие, и смысловую для чего делается. Смысловая сторона действия с предметами интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только движение схватывания, но и вкладывание, выкладывание, перекладывание. Задача взрослого активизировать эти движения с помощью игрушек – вкладышей: коробочки, чашечки.
С 8 -10 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. С целью развития моторики пальцев малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, треугольные. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить ребенку достать игрушки из мешочка, сшитого из ярких тканей и складывать их обратно.
В 10-12 месяцев ребенок справляется уже с такими сложными заданиями, как нанизывание колец на стержень, строит башенку из кубиков. Ему можно предложить пирамидку из 2-3 колец. В этом возрасте ребенок успешно действует с так называемыми «занимательной коробкой» в отверстие, которых проталкивает фигурки разной формы, величины. Так же предлагают малышу втулки с грибочками, елочками, вынимать их вставлять. Снятия предметов с опоры: колец со стержня в горизонтальной плоскости, шаров с ленты в горизонтальной плоскости, нанизывание колец с большим диаметром на стержень в горизонтальной плоскости.
Все эти задачи довольно сложны для малыша. Однако их выполнения очень полезно для развития действий руки и глазомера. Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных, психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а так - же на развитие речи