Шпакович Татьяна
Развитие мелкой моторики рук и речи у детей с тяжёлыми нарушения речи (ТНР) дома с помощью тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук и речи у детей с ТНР дома с помощью тестопластики.
Формирование речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцев моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов, которые идут на кончики пальцев. Если движения пальцев развиты, то и развитие речи развивается в пределах нормы.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук и речи у детей с тяжёлыми нарушения речи (ТНР) дома с помощью тестопластики» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с тяжелыми нарушениями речи процесс автоматизации звуков продолжительный этап, который нужно сделать интересным и познавательным для детей. На логопедических занятиях с воспитанниками структурного подразделения «Солнышко» стали использовать технологию тестопластику. Это натуральный продукт, доступен в приготовлении в домашних условиях.
Сначала соленое тесто использовалось как упражнения для развития моторики рук, а затем готовые изделия (бусы, шарики, тарелочки из соленого теста) применялись как пособия для автоматизации звуков в дидактических играх.
В коррекции речи с детьми-алаликами (неговорящими) важным является то обстоятельство, что ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие). Учёт этого оказывает положительное влияние на развитие речи.
При консультациях родителям предлагаю ряд игр, которые использую в своей логопедической практике. А из соленого теста дети сами под руководством взрослого изготовляют необходимые предметы для игр.
Дидактические игры «Клубочки для кошечки», «Бусы для куклы», «Перевозим груз».
Цель игр: координация движений рук, развитие мелкой моторики; развития звукоподражания у детей 2-3 лет, связной речи для старших дошкольников; закрепление основного цветового спектра.
Ход игры.
1. Ребёнок катит, изготовленный клубочек к игрушке Кошке на каждый клубочек называет слог, например: ша-шо-ши и т. д
2. Следующий этап автоматизация в словах: на каждую одетую бусинку называет слово (шапка, шляпа)
3. Автоматизация в тексте: ребёнок произносит предложение и на каждое слово кладет клубочек кошке в лапки, например: Маша ест кашу. Дети старшего дошкольного возраста считают сколько слов в предложении.
4. Передвигая бусы, дети делят слова на слоги.
Данные игры эффективны при изучении лексических тем «Продукты», «Овощи и фрукты».
Также предлагаю детям испечь из соленого теста пирожки. Ребё нок сажает в игрушечный духовой шкаф или макет печки пирожок и говорит: «Я испеку пирожок с морковной начинкой» ит. д. Условие в этой игре, озвучить какой пирожок он «испек» : морковный пирожок, малиновый пирожок и т. д.
Игра «Магазин»
На витрине лежат булочки, хлеб, батоны. Ребё нок говорит: «Я хочу купить, булку белого хлеба и пирожок с яблоками» и т. д.
В таких играх в детском саду и дома, играя с родителями, дети учатся в игровой форме образовывать относительные прилагательные, формируется навык согласования существительных и прилагательных в роде, числе, падеже
Игра «Тарелочки»
Цель: развитие связной речи, умения классифицировать предметы.
На столе лежат картинки: фрукты, посуда, птицы и т. д. Ребёнок раскладывает предметы по тарелочкам, классифицируя их. Обязательное условие игры проговорить свои действия, например: «В красной тарелочке у меня собраны фрукты» и т. д
Игра на классификацию предметов и ориентировку в пространстве. На столе стоят чашечки с картинками. Взрослый говорит: «Возьми чашечку с фруктами, поставь на книгу.» и т. д.
Детям младшего возраста интересно запоминать еще и цвета: «Возьмите тарелочку зеленого цвета с игрушками».
Игра «Найди лишнюю тарелочку»
На столе тарелочки с картинкой «мяч», «пирамидка», «стакан», «кукла». Ребенок должен определить, что лишней является тарелочка со стаканом, так как на остальных лежат картинки с игрушками.
Такие игры и приёмы позволяют как в детском саду, так и дома родителям за более короткое время достичь положительных результатов в развитии речи детей.
[