sluginairina
Развитие мелкой моторики пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Многолетний опыт работы с детьми показал, что у большинства детей страдает развитие мелкой моторики пальцев рук. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, в результате обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук» размещена в разделах
Уровень развития движений ребёнка определят уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование "речевых" зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Занятия и игры, направлённые на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.
В ходе этих игр развиваются следующие движения :
• хватание: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определят место предмета в пространстве направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребёнок хватает одной рукой или щепоткой, большие – двумя руками);
• соотносящие действия: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамидок, матрёшек и др. ;
• подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятие мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребёнку. Проводят упражнения в такой последовательности:
1) массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от их кончиков;
2) массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев.
3) массаж всей руки. осторожно помассируйте руку ребёнка путём поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат.
Уже с 9 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам даются для катания пальчиками деревянные шарики различного диаметра, бусы, шарики из пластилина. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В 1,5 года детям даются более сложные задания (застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка). Очень хорошую тренировку дают народные игры-потешки (Например, "Сорока-белобока" с сопровождающими движениями пальцев рук). Можно использовать стихи:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребёнку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стихах можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на право, то на левой руке. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Родители объясняют и демонстрируют на себе способ выполнения задания. "Пальчики здороваются" – кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
"Человечек" – указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу. "Слонёнок" – средний палец выставлен вперёд (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слонёнок "идёт" по столу. "Корни деревьев"- кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи,
но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
При выполнении упражнений ребёнком необходимо вовлечение всех пальчиков как правой, так и левой рук. Когда же он освоит свободное выполнение фигурок, задания можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.