Ирина Алексеевна Шамич
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей с ТНР посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей с ТНР по средствам пластилинографии.
Актуальность: С каждым годом все больше детей, страдающих общим недоразвитием речи. Неполное речевое развитие накладывает отпечаток не только на формирование психических процессов (память, внимание, но и сказывается в отставании в развитии двигательной сферы (у детей наблюдается плохая координация, снижается скорость и ловкость движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики).
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рядом исследований доказано, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление речи всех детей и конечно же детей с ТНР. (т. е. движение руки тесно связано с речью)
Поэтому целесообразно проводить в детском саду работу на развитие мелкой моторики. Это рисование, лепка аппликация, ручной труд.
Я хотела бы остановиться на формировании навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из этих методик является пластилинография.
Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.
Основной материал здесь пластилин, а основной инструмент – рука.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста. Очень проста в использовании. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Я начала свою работу по обучению детей этой технике со старшей группы. Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, каким бывает пластилин, его разновидности и как с ним работать. Особенно много полезного я узнала из серии книг Г. Н. Давыдовой. В ее книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам. Занятия описаны с учетом возрастных особенностей детей, с использованием выразительного художественного слова, игр и познавательных методов и приемов. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
В своей работе я выделила следующие цели и задачи:
• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке (новизна обстановки, необычное начало работы, возможность выбора и т. д.);
• закрепление простейших приемов лепки (раскатывание, сплющивание и т. д.) и освоение новых (надавливание, размазывание, прищипывание оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей, путем примазывания одной части к другой, смешивание разного цвета;
• обучение умения ориентироваться на бумаге;
• развитие мелкой моторики рук;
• ознакомление с окружающим миром (разделены занятия на тематические циклы);
• развитие эмоций и фантазии;
• развитие пространственного мышления и творческих способностей;
• воспитание у детей художественного вкуса.
Использую разнообразные методы, с учетом индивидуальных особенностей детей :
• наглядные (наблюдение, показ, образец);
• словесные (беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение);
• практические (показ способов изображения и способов действия, общие и индивидуальные;
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить очень сложные задачи. Творчество должно создавать радость, желание заниматься.
Существует много способов, приемов рисование пластилином. Я начала обучение с более простых, таких как:
• рисование пластилиновыми веревочками или «колбасками»;
• рисование мазками (размазывание);
• катание шариков, в дальнейшем выкладывание картинки пластилиновыми шариками;
• рисование по контуру;
• размазывание с объемным эффектом.
Занимаясь пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движение обеих рук становится более согласованными. Рука ребенка готовится к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. У детей развивается «пинцетное» хватание (т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами).
Уровень развития детей стал выше. Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином.
Список литературы
1. Гаврилина С. Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст]/ Гаврилина С. Е., Долбишева Н. Л., Куров А. Ю., Куров В. Н., М., 2003-180с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007.
3. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. –М. : Мозайка-Синтез, 2007
4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.
5. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006