Юлия Бодарева
Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мелкая моторика
С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать вывод: для полноценных движений рук нужен контроль зрения. И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.
Публикация «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мелкой моторики — вопрос, важность которого невозможно переоценить для всестороннего развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.
Это интересно. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки, а также словарный запас.
Исследование одной из самых востребованных тем совершенствования профессионального мастерства ставит перед собой следующие цели:
• развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста (в том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму);
• тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела;
• для работы над совершенствованием мелкой моторики привлекать различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую);
• работать над совершенствованием условий, способствующих развитию моторики пальцев, рук дошкольников (то есть создавать развивающую среду — материальные объекты для работы, например, массажные шарики в достаточном количестве).
При этом достижению поставленных целей способствует систематическое решение ряда задач.
• Найти оптимальные методы и приёмы для улучшения точности движений рук, глаз, их координации.
• Работать над развитием ритмичности движений пальцев (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики).
• Совершенствовать двигательную активность детей.
• Способствовать нормализации функции речи.
• Развивать наглядно-образное мышление, креативность, внимание, а также аудиовизуальное восприятие.
• Пополнять предметно-развивающую среду (средства для материальной деятельности детей, помогающие моделировать учебно-воспитательные ситуации).
Таблица: фрагмент плана по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики через дидактические игры»
Месяц
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Создание картотеки пальчиковых игр Консультация для родителей «Самомассаж. По книге Воробьева Т. А., Крупенчук О. А. Игры с мячом»
Октябрь Занятие «Осень»
1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
2.
«Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.
3. Пластилинография. «Дары осени».
Консультация для родителей «Советы родителям»
Пальчиковая гимнастика
Ноябрь Раздел «Пальчиковый тренинг»
Дети знакомятся с комплексом упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость и подвижность. Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.
Декабрь -раскрась елочную игрушку
-вырежи и изготовь гирлянду на елку
-вырезаем снежинки
-лепим коллективную работу Информационная страничка для родительского уголка: «Развитие мелкой моторики через подготовку к новому году»
Январь -Работа с пазлами.
-Настольная игра «Мозаика».
Дидактические игры :
«Веселые упражнения с карандашами».
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей
Февраль - «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин, рожек, пуговиц на шнурок
- Д. /И. «чудесный мешочек» -найди игрушку на ощупь
-работа с конструктором ЛЕГО
-инсценировка стихов с помощью рук
- конструирование из счётных палочек и строительных игрушек Консультация для родителей «Игры с крупой, бусинами, пуговицами, шишками и мелкими камушками»
Март -завязывание бантиков, узелков
-сматывание нитки в клубок
-закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос
-выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета Рекомендации для родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам»
Апрель • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
• аппликации
• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка Консультация для родителей по изготовлению дидактических настольно-печатных игр совместно с детьми.
Май - аппликационная работа к 9 мая + пластилин
- нетрадиционная техника рисования «рыбка» (ладошкой и пальцами) Фотоотчет за весь учебный год чем мы занимались с детьми.