Валентина Ермолаева
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : Е. Г. Брус, В. А. Ермолаева
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский, педагог
Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие.
Задания для малышей 2–3 лет
В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.
Развитие мелкой моторики с детьми среднего возраста (4–5 лет)
В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:
физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажеры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.