Татьяна Тикунова
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Солнышко»
Составила: воспитатель 2-ой
младшей группы «В»
Тикунова Татьяна Викторовна
«Час работы научит большему,чем день объяснений,
ибо если я занимаю ребенка в мастерской,
его руки работают в пользу его ума.»
Ж. Руссо
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Одна из наших задач воспитания и обучения – успешная адаптация детей в обществе: в семье, учебном заведении, любом общественном институте. От чего же зависит успешная социализация? Путей ее достижения несколько – труд, игровая деятельность, развитие речи.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
«Ладушки-ладушки.»,
- «Идет коза рогатая.»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,
- «Этот пальчик дедушка.
- «Сорока-сорока.»,
Сорока, сорока,
Кашку варила
Деток кормила,
Этому дала, этому дала
этому дала, этому дала,
а этому — не дала!
Он воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил -
Нет ему ничего.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Например, стихотворение «Машина».
Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок
Гудит машина.
Тук-тук-тук - хлопки руками
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем - топать ногами
Он так быстро говорит.
Шины трутся о дорогу - потереть ладошки
Шу-шу-шу - они шуршат.
Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками
Та-та-та - вперед спешат.
Стихотворение «Зайка».
Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки
Маленький зайка - садятся на корточки
Длинные ушки - ладошки к голове
Быстрые ножки - бег на месте
Деток боишься - обхватить себя руками,
Зайка-трусишка. - изображая страх.
Дети понимают принцип игры, они сами начинают выдумывать движения – за это я их поощрю. Следующие стихотворения, прочитав один раз, я предлагаю изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Пальчиковая игра
«Рыболовы»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок.
Инструкция: расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки (рыбки, раки, лягушки и т. п.) из емкости, с сопровождением художественного слова.
Очень хитрый-хитрый пальчик.
Здесь расставил свой капканчик.
Мышку – хвать! И зайку – хвать!
Невозможно убежать!
А потом поймал верблюда.
Разве вырвешься от сюда?
Но попался вдруг кабан –
Разломал он весь капкан!
«Шаловливый котенок»
Цель: учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью.
Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а держать клубок (палочку) другой рукой и сопровождая художественным словом.
Я веревочку смотаю
Всю в один большой клубок,
Чтоб котенок мой играя,
В нем запутаться не смог.
Рисование пластилином (плоскостная лепка) :
«Смотрит солнышко в окошко»
Цель: развивать силу рук, хватательные движения и соотнесение слов текста с движениями рук.
Инструкция: указательным пальчиком левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит, улыбается.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки :
1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» способствуют:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Будет в печи место.
Будут – будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.
Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножечко устали.
Колобок
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмём его разок.
Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Напрягаем пальцы
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Ладошки здороваются
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами
Наши пальчики сплетём
И соединим в ладошки.
А потом как только можем
Крепко – некрепко сожмём.
Лягушки
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.