Светлана Александровна Мажова
Развитие любознательности у дошкольников. Консультация для педагогов
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.
Публикация «Развитие любознательности у дошкольников, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы. Но в тоже время, без специально организованной работы развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, не сформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать.
Любознательность наших детей обеспечивается посредством создания определенных условий.
1)Наличие внешних условий, помогающих получать новые впечатления в разных областях знаний, осуществлять ту или иную деятельность. Эти условия относятся к развивающей предметно-пространственной среде.
2)Накопление соответствующего опыта, в результате которого деятельность становится частично знакомой.
3)Создание положительного отношения к данной деятельности или к данному предмету, на основе которого формируется желание ребенка заниматься этой деятельностью, и формируются психологические предпосылки развития интереса
Определив необходимость работы по развитию любознательности дошкольников, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.
2. Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.
3. Создать серию развивающих и дидактических игр.
4. Использовать в работе задания творческого характера.
5. Широко использовать в работе такие методы обучения,как опытно-экспериментальная и проектная деятельность.
6. Организовать работу с родителями
Наша предметно-пространственная среда имеет естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Наша среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
Методом развития любознательности мы выбрали использование различных занимательных игр, упражнений, экспериментирований, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать любознательную потребность или познавательный интерес ребенка.
В нашей работе с детьми мы всегда стараемся разнообразить интересными формами и видами. Мы проводим виртуальные экскурсии, наблюдения, творческие игры, встречи с интересными людьми, и каждый вид деятельности приносит свои положительные результаты.
Особый интерес у детей нашей группы вызывает такая форма работы, как экспериментирование. Хочется обратить Ваше внимание на наш мобильный экспериментальный уголок, который не оставит без внимания ни одного из «юных исследователей». Любой желающий из детей может принять участие в различных видах экспериментирования. В ходе экспериментаторской работы мы стараемся не давать детям сразу готовые знания, а создаем проблемную ситуацию, решить которую ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт и овладеет при этом новыми знаниями и умениями.
Например: Здесь мы с ребятами выращивали кристаллы, проращивали семена, проводили опыты с водой и т. д.
Отвечая на детские вопросы, мы не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.»
Отвечая на вопрос ребенка, мы побуждаем его к новым размышлениям, наблюдениям.
Особое значение в любознательности детей мы придаем работе с художественной литературой, знакомстве с книгой. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.
Очень эффективно любознательность мы развиваем с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.
Большую любознательность наши дети проявляют в художественно-эстетическом центре. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Например: Дети с любопытством смешивают краски, рисуют солью и т. д.
В работе по развитию любознательности мы тесно сотрудничаем с сотрудниками детского сада.
Так же мы ведем работу с родителями, проводим консультации по теме развития любознательности, даем домашние задания.
Чем более глубокой становится исследовательская деятельность ребенка, тем более насыщенной и выраженной становится любознательность, тем шире становятся познавательные интересы ребенка.