Оксана Юрьевна Гончаренко
Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх
▼ Скачать
21 век - век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Понятие «мышление» в научной литературе рассматривается с разных точек зрения. В своей работе мы придерживаемся определения понятия «мышление», которое дает П. Я. Гальперин. Мышление, по мнению данного автора, - «высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира» [2, с. 47].
Публикация «Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логической сферы требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логической сферы следует в дошкольном детстве.
Мышление – это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма [1]. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей.
Актуальность вопроса развития логической сферы старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника.
Организация и результаты исследования
Цель представленного исследования – теоретически обосновать педагогические условия развития логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх и разработать методические рекомендации.
Для достижения поставленной цели было проведено экспериментальное исследование, которое проводилась на базе МБДОУ д/с № 49 г. Белгорода с детьми старшей группы в количестве 20 человек. Основным методом исследования выступило тестирование, в котором были подобраны диагностические методики («Четвертый лишний» Л. М. Шипицына, «Определение понятий, выяснение причин и определение сходств и различий» Л. С. Выготский, «Последовательность событий» А. Н. Бернштейн, «Сравнение понятий» В. М. Бехтерев, где осуществлялось выявление уровня развития мышления старших дошкольников. В результате исследования представлены эмпирические данные по определению общего уровня развития логической сферы старших дошкольников. Средний уровень развития мышления отмечен у 9 детей (45 %, низкий уровень выделен у 9 детей (45 %, а высокий уровень у 2 детей (20%).
Исходя из полученных результатов, мы видим, что у большинства детей отсутствуют навыки владения такими мыслительными операциями как: сравнение, классификация, возникают трудности при выполнении заданий направленные на выявление сходств и различий предметов. Таким образом, существует необходимость корректировки работы по развитию логической сферы старших дошкольников. В связи с этим, нами были разработана и осуществлена поэтапная работа с использованием логико-математических игр.
Выводы
Таким образом, развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх играет важную роль в их обучении и развитии. Поэтому родители и педагоги должны поощрять детей играть в логические игры, которые помогут им стать умнее, логичнее и успешнее в будущем.
Изучение научной и методической литературы показало, что важно изучать влияние логико-математических игр на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Участие в активных играх играет ключевую роль в обучении, являясь необходимым условием успешности деятельности ребенка и его развития.
В результате проведенной опытно-поисковой работы пришли к выводу о том, что развитие логической сферы дошкольников требует систематического и целенаправленного педагогического воздействия. Анализ результатов показал необходимость корректировки работы по развитию логической сферы. Были выбраны и внедрены логико-математические игры, организованные для совместной и самостоятельной деятельности детей.
Одним из важных условий стало поэтапное проведение игр и упражнений, педагогическое просвещение родителей и расширение их знаний на эту тему.
Литература
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – Москва. – 2003. – 400с.
2. Столяр А. А. Давайте поиграем : Математические игры для детей 5-6 лет. – М., 1991. – 80с.