Лучший педагог года

Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх

Оксана Юрьевна Гончаренко
Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх
▼ Скачать

21 век - век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

Понятие «мышление» в научной литературе рассматривается с разных точек зрения. В своей работе мы придерживаемся определения понятия «мышление», которое дает П. Я. Гальперин. Мышление, по мнению данного автора, - «высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира» [2, с. 47].

Публикация «Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх» размещена в разделах

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логической сферы требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логической сферы следует в дошкольном детстве.

Мышление – это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма [1]. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей.

Актуальность вопроса развития логической сферы старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника.

Организация и результаты исследования

Цель представленного исследования – теоретически обосновать педагогические условия развития логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх и разработать методические рекомендации.

Для достижения поставленной цели было проведено экспериментальное исследование, которое проводилась на базе МБДОУ д/с № 49 г. Белгорода с детьми старшей группы в количестве 20 человек. Основным методом исследования выступило тестирование, в котором были подобраны диагностические методики («Четвертый лишний» Л. М. Шипицына, «Определение понятий, выяснение причин и определение сходств и различий» Л. С. Выготский, «Последовательность событий» А. Н. Бернштейн, «Сравнение понятий» В. М. Бехтерев, где осуществлялось выявление уровня развития мышления старших дошкольников. В результате исследования представлены эмпирические данные по определению общего уровня развития логической сферы старших дошкольников. Средний уровень развития мышления отмечен у 9 детей (45 %, низкий уровень выделен у 9 детей (45 %, а высокий уровень у 2 детей (20%).

Исходя из полученных результатов, мы видим, что у большинства детей отсутствуют навыки владения такими мыслительными операциями как: сравнение, классификация, возникают трудности при выполнении заданий направленные на выявление сходств и различий предметов. Таким образом, существует необходимость корректировки работы по развитию логической сферы старших дошкольников. В связи с этим, нами были разработана и осуществлена поэтапная работа с использованием логико-математических игр.

Выводы

Таким образом, развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх играет важную роль в их обучении и развитии. Поэтому родители и педагоги должны поощрять детей играть в логические игры, которые помогут им стать умнее, логичнее и успешнее в будущем.

Изучение научной и методической литературы показало, что важно изучать влияние логико-математических игр на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Участие в активных играх играет ключевую роль в обучении, являясь необходимым условием успешности деятельности ребенка и его развития.

В результате проведенной опытно-поисковой работы пришли к выводу о том, что развитие логической сферы дошкольников требует систематического и целенаправленного педагогического воздействия. Анализ результатов показал необходимость корректировки работы по развитию логической сферы. Были выбраны и внедрены логико-математические игры, организованные для совместной и самостоятельной деятельности детей.

Одним из важных условий стало поэтапное проведение игр и упражнений, педагогическое просвещение родителей и расширение их знаний на эту тему.

Литература

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – Москва. – 2003. – 400с.

2. Столяр А. А. Давайте поиграем : Математические игры для детей 5-6 лет. – М., 1991. – 80с.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием логико-математических игр и упражнений МБДОУ «Детский сад № 11» г. Алапаевск Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием логико-математических игр и упражнений.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх
Опубликовано: 19 августа 2024 в 14:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логической сферы старших дошкольников в логико-математических играх» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрьевна Гончаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД