Дарья Рыбинская
Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у детей является очень
важным. Во-первых, потому что все развитие идет из
детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие
логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на
обучение ребенка в дальнейшем.
Поступая в первый класс замечено, что немало детей умеют читать и неплохо
Публикация «Развитие логического мышления у детей» размещена в разделах
пишут печатными буквами, пересказывают. Но в чем была заметна проблема,
так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое
мышление будет базой их дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек
научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики.
Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций
мышления. Поэтому для занятий с детьми подбирайте разнонаправленные
упражнения.
Вот несколько упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления.
А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии
1. Исключить лишнее.
Положите перед крохой ряд каких-то предметов или картинок с предметами,
объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и
т. д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой
группе. Попросите вашу умницу найти «лишний» предмет или изображение
предмета.
2. Найти общее.
Здесь надо работать над разными свойствами и качествами предметов. Можно
подбирать предметы общие по:
• цвету (яблоко и игрушка — желтые);
• форме (часы и тарелка — круглые);
• предназначению (лампа и свечка – светят);
• размеру (пуговица и бусинка – маленькие);
• смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки).
Задача ребенка — понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти
общее.
3. Обобщение.
Можно играть с теми же предметами, но суть будет другая. Кладете перед
крохой предметы одной смысловой группы и просите его назвать, что это такое
все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша — фрукты.
4. Классификация.
Кладете перед ребенком предметы из разных смысловых групп или
объединенные разными признаками. К примеру:
— зеленые, круглые и разные часы;
— мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т. д.
Задание: разложить предметы по группам.
5. Продолжи ряд.
Предложите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица-
бусинка-пуговица-бусинка… И попросите продолжить ряд в той же
последовательности, предложив необходимые предметы. Можно ряд
выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица-маленькая
пуговица-средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый-зеленый-
желтый-желтый-зеленый-зеленый…
6. Найди отличия.
Для этого упражнения хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас
можно легко найти и в интернете и в журналах для детей.
7. Чего не хватает?
Ну, пора бы порисовать! Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе
сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у ребенка: «Все?
Рисунок готов? А чего не хватает?»
Развитие логического мышления у детей должно проводиться
систематически. Не переживайте, если сначала что-то не получается. Наши
ребятишки постепенно все поймут. Подсказывайте, как надо помочь поймать
суть. Но зато, если он овладеет этими операциями мышления, то он будет
гораздо быстрее понимать смысл прочитанного, легче обучаться и
разбираться в науках.