Получи документы

Развитие личности ребёнка при помощи народного творчества

Татьяна Рыженкова
Развитие личности ребёнка при помощи народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Публикация «Развитие личности ребёнка при помощи народного творчества» размещена в разделах

Также, ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Малые формы фольклора используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто читается та или иная песенка, потешка, а продумывается, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются раз­ ные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспи­тательная, мнемоническая, эстетическая. Он способствует при­витию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а так­же естественно приобщает каждое новое поколение к нацио­нальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрос­лыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей.

Детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались.

Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке.

Таким образом пополняется словарный запас ребёнка.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем»Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Импровизация – один из самых.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребёнка при помощи народного творчества
Опубликовано: 13 мая 2022 в 18:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности ребёнка при помощи народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рыженкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД