Лучший педагог года

Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром

Татьяна Вячеславовна
Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром
▼ Скачать +Заказ

Становление личности ребенка младшего дошкольного возраста, его социализация происходит через взаимоотношения с окружающим миром взрослых и детей. Педагогам и родителям важно использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания положительного воздействия на ребенка. Это такие мотивы как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей с целью повышения его самооценки.

Публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром» размещена в разделах

Педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха. Ситуация успеха – это последовательность действий или заданий самостоятельно выполненная в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации, так и невербальными средствами и приемами ( мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты).

В данном случае взрослым помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:

• снятие страха ( выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);

• внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);

• авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);

• латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с, а затем …», «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);

• персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предложить…» и др.);

• мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);

• высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.)».

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.

Начиная с младшего дошкольного возраста, у ребенка начинает вырабатываться умение взаимодействовать со взрослыми и детским коллективом посредством игровой и трудовой деятельности.

Изначально, для ребенка младшего дошкольного возраста трудовая деятельность является игрой, это приносит ему удовольствие и радость, а самое главное то, что через трудовые действия ребенок тесно и активно взаимодействует с взрослым миром.

«В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре».

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что такое труд, как понимают это дети более старшего возраста, малыш еще не может понять, что значит навести порядок, убрать рабочее место, поставить игрушки на свои места, а если его об этом просят, то это очень быстро заканчивается игрой.

Положительное отношение ребенка к трудовой деятельности зависит от педагога и родителя, которые поддерживают стремление малыша участвовать в жизни близких ему людей и позволяют ему совершать самостоятельные действия, общаться с ними на равных, то есть сотрудничать.

В 3 и 4 года ребенок еще очень зависим от оценки взрослого, ему хочется быть рядом с взрослым наравне как партнеры, поэтому в этом возрасте происходит возрастной кризис «Я сам», когда ребенок доказывает окружающим его людям, что он вполне самостоятелен.

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста желания быть самостоятельным в своих проявлениях в любом виде деятельности, в том числе, и в трудовой, важную роль играет взаимосвязь ребенка с его семьей и педагогами, которые с ним работают.

В нынешнее время, мы, к сожалению, часто сталкиваемся с проблемой, когда взрослый берет любое действие, даже то, которое ребенок может выполнить самостоятельно, на себя, не давая возможность ребенку самореализоваться, подавляя, а порой и уничтожая стремление ребенка к самостоятельности.

В будущей жизни ребенка это приведет его к нежеланию трудиться и развиваться. Такая личность впоследствии не приносит пользу окружающим, становится инфантильной, безынициативной.

Конечно, в младшем дошкольном возрасте ребенок не может качественно выполнять трудовые действия, например, отжать тряпку, не пролив воду, не может качественно выстирать кукольное платьице, но освоение даже элементарных навыков требует времени и некоторых тренировок. Роль же взрослого заключается в том, чтобы привить любовь к труду, а не наказывать малыша за неумелость или неловкость. И тем более, нельзя использовать трудовое действие как наказание, например, ребенок нечаянно пролил сок на одежду – взрослый говорит малышу: «в следующий раз, если такое повторится, возьмешь тряпку и вымоешь весь пол».

Нужно понимать, что заложенное в детстве негативное отношение к труду или неправильно сформированные навыки сотрудничества ребенок «возьмет» с собой во взрослую жизнь. Поэтому очень важно для взрослых, которые окружают малыша, понимание того, что от них зависит формирование трудолюбия и навыков сотрудничества. Для этого с ранних лет ребенок может и должен иметь свои обязанности, связанные с трудом, например, «Помыть игрушки после прогулки, следить за тем, чтобы обувь стояла на своих местах, вытирать обеденный стол после обеда, наполнять водой поилку для попугая и т. д.».

Во время выполнения трудового действия взрослый должен находиться рядом с малышом, стараясь оказать ему помощь, посоветовать, но не выполнять всю работу за него.

После окончания трудового действия взрослый хвалит ребенка, отмечая положительные моменты его работы. Но, если малыш не завершил свою работу, не заставлять его, а отложить на некоторое время, и обязательно вернуться к тому действию, которое не завершено. Это позволит сформировать у малыша понимание, что все нужно доводить до конца, а значит, разовьет усидчивость и ответственность за свои действия. Посредством трудовой деятельности у ребенка начинает формироваться трудолюбие, а также нравственные отношения, развивается эмпатия, доброта, взаимовыручка, начинают зарождаться товарищеские и коллективные взаимоотношения.

У ребенка 3–х, 4–х лет еще только начинают формироваться дружеские отношения со сверстниками, появляются первые зачатки симпатии друг к другу. Посредством игр, направленных на формирование трудовых навыков и сотрудничество, в которых главную роль играет взрослый, как ведущий и организатор, развиваются и коммуникативные навыки детей, становятся более насыщенными и содержательными их взаимоотношения друг с другом.

Поэтому главной задачей педагога дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста является организация трудовой деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок испытывал радость от этих занятий.

Как писал отечественный педагог В. А. Сухомлинский: «Радость - могучая воспитательная сила».

С младшего дошкольного возраста формируется привычка трудиться, если это правильно организованный процесс, для этого нужна поддержка семьи. Ведь самым важным для ребенка младшего дошкольного возраста является оценка близких ему людей, через эту оценку у ребенка начинает формироваться и самооценка, что помогает ему становиться уверенным, а значит, многие проблемы будут разрешимы в его будущей жизни.

«Не менее значимо, приобщение к труду тесно связано с приобретением уникального состояния – быть успешным.

Магистр Демянко Т. В.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром
Опубликовано: 4 августа 2014 в 23:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вячеславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД