Ирина Волкова
Развитие лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов).
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. А так как правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка, то решение этой проблемы предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Поэтому возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. В связи с этим я предприняла попытку разработать систему коррекционных методов и приемов по преодолению нарушений процесса формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку в игре обучение идёт успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приёмов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учётом возраста детей (3 – 4 года) и видов логопедической работы.
Публикация «Развитие лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
С помощью предлагаемых игр даже в самых сложных случаях удаётся обеспечить коррекцию лексико – грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма. Детям, имеющим речевые нарушения, процесс овладения речевыми нормами даётся сложнее, чем детям без речевой патологии. Это побудило меня обратиться к опыту ведущих дефектологов (Большакова С. Е., Филичева Т. Б., изучить и выработать оптимальную концепцию, создав условия для полноценного речевого развития дошкольников. Я считаю, что начинать работу над речевым развитием необходимо с самого доступного и легкого. Прежде чем осуществлять работу по формированию лексико-грамматических навыков, надо развить у ребёнка навыки общения, вызвать желание общаться с вами
Используя рекомендации Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В., работая в тесном контакте с воспитателями, я обобщила, систематизировала работу по развитию средств языка у дошкольников с речевым нарушением. Результаты диагностики показали, что особенности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи лексическими и грамматическими средствами оформления высказывания тесно связаны и вызывают нарушения процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц.
Таким образом, совершенствуя речевые навыки детей, значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.
Основываясь на опыте своей педагогической работы, учитель-логопед составляет занятия сам, подходя к делу творчески, используя разные игровые приёмы и оборудование. Ведь формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов. Особенно трудно даётся подобная работа начинающим логопедам. Именно им рекомендуются примерные конспекты некоторых лексико-грамматических занятий и дидактических игр для детей старшего возраста.
ИГРЫ
для коррекции лексико – грамматической стороны речи
у дошкольников с ОНР.
МАГАЗИН ИГРУШЕК.
Цель:
- учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еньк-, -ик-, -очк-;
- упражнять в употреблении глагола хотеть;
- активизировать словарь детей по теме «Игрушки».
Наглядный материал:
- на фланелеграфе пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие) : пирамида – пирамидка, кукла – куколка, машина – машинка, флаг – флажок, матрёшка – матрёшечка, мишка – мишенька, карандаш – карандашик, самолёт – самолетик, пароход – пароходик, корзина – корзиночка, самка – сумочка, шар – шарик, фонарь – фонарик.
Описание игры.
Логопед предлагает детям поиграть «в магазин». Логопед (или ребёнок) – продавец, дети – покупатели.
Логопед создаёт разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.
Примерные ситуации:
«Я хочу купить мяч, а для своей маленькой сестрёнки – мячик»
«Мы хотим купить самолёт, а для малыша в другой группе – самолётик»
и т. д.
НАКОРМИ ВЕЛИКАНА.
Цель:
- упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
Наглядный материал:
- на фланелеграфе плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета – конфеты, яйцо – яйца, орех – орехи, сосиска – сосиски, пряник – пряники, котлета – котлеты, торт – торты, помидор – помидоры, огурец – огурцы, яблоко – яблоки, груша – груши, вишня – вишни, булка – булки, пирожок – пирожки и т. п.
Описание игры.
Кот в сапогах принёс Великану продукты. Какие – перечисляет логопед или ребёнок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на фланелеграф.
Логопед: - Что это?
Дети: - Конфета, яйцо, орех, пирожок и т. д.
Великан не наелся, требует много еды. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.
– Что принёс Кот в сапогах?
– Конфеты, яйца, орехи, пирожки и т. д. (дети прикрепляют картинки на фланелеграф).
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.
Цель:
- учить детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.
- развитие слухового внимания и слухового восприятия.
Наглядный материал:
- «Волшебный сундучок», на фланелеграф пары силуэтно изображё нных картинок: мяч – мячик, зонт – зонтик, шар – шарик, стул – стульчик, бант – бантик, торт – тортик, фонарь – фонарик, стакан – стаканчик, кувшин – кувшинчик, цветок – цветочек.
Описание игры.
1 – ый вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к фланелеграфу и называют пары слов.
2 – ой вариант. «Кто самый внимательный?» (все картинки на фланелеграфе).
Логопед: – Возьмите ту картинку, которую я назову, и положите её в «волшебный сундучок».
Логопед тихо произносит слова:
бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т. п.
ПУТАНИЦА.
Цель:
- учить детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных составлять с ними предложения;
- активизировать словарь детей по теме «Одежда, обувь»
Наглядный материал:
- на фланелеграфе две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам). Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к фланелеграфу. Набор одежды и обуви: шарф – шарфик, платье – платьице, шапка – шапочка, куртка – курточка и т. д.
Описание игры.
Логопед говорит, что в гости к детям пришли две куклы – Даша и Дашенька.
Логопед: - Как вы думаете, какую куклу зовут Даша?
Дети: - Большую.
Логопед: - А какую куклу зовут Дашенька?
Дети: - Маленькую.
Логопед: Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдёт. Какие вещи будем давать Даше?
Дети: - Большие.
Логопед: - А Дашеньке?
Дети: - Маленькие.
Дети достают вещи и прикрепляют к фланелеграфу рядом с куклами и говорят: «Даше даю платье, Дашеньке – платьице» и т. д.
ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНЧИКАХ?
Цель:
- учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже.
Используемый материал:
- силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.
Описание игры.
Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы. Логопед спрашивает: «Что у мальчика в чемоданах?» Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к фланелеграфу.
«У мальчика в чемодане рубашка (шапочки и т. п.)»