Белозерцева Татьяна
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Белозерцева Т. Н., воспитатель МКДОУ
№ 2 «Родничок» г. Шадринск
В современном дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросам здоровья. В связи с этим проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей раннего возраста. То, насколько она продумана, спланирована и организована, зависит, будут ли усилия в данной области способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения детей [3, с. 73].
Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Общеизвестно, что гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения человека. Формирование культурногигиенических навыков начинается с младшего дошкольного возраста, и формируются они под непосредственным воздействием взрослых и той среды, в которой растет и развивается ребенок. Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, условно объединяют в две большие группы [1, с. 13] :
1. Навыки личной гигиены – соблюдение чистоты; опрятности одежды, обуви, умение пользоваться только индивидуальными предметами туалета; есть из своей тарелки, мыть руки перед едой; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; чистить зубы и полоскать рот; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.
2. Навыки культурного поведения – говорить спокойно, вежливо просить то, что необходимо; благодарить взрослого (сверстника) за то, что помогли; не мешать другим за столом во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы вытирать ноги; убирать на место игрушки, книжки; здороваться и прощаться, уступать место старшим, проявлять заботу о младших и др.
В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста необходимо учитывать следующие факторы:
1. Систематичность – все основные режимные процессы должны осуществляться в определенной последовательности, и постоянство условий их проведения способствует формированию условных рефлексов, что позволяет формировать навыки культуры и гигиены естественно и непринужденно. Перевоплощение навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков не только дают возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, которые были приобретены ребенком, сохраняются на протяжении длительного времени и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки приобретают устойчивый характер и довольно тяжело поддаются перевоспитанию [2].
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Этот фактор позволяет не пропустить оптимальный возраст для формирования того или иного навыка. Если же ребенок уже чему-то научился и может делать сам, то он должен делать это самостоятельно.
3. Обучение любым культурно-гигиеническим навыкам необходимо осуществлять только тогда, когда у ребенка хорошее, позитивное настроение, важно, чтобы приучение к выполнению новых правил проходило живо, непринужденно, не вызывало у детей утомления и сопровождалась чувством удовольствия от самого процесса или от его результатов (сам оделся, красиво убрал игрушки на место).
4. Осуществление культурно-гигиенического воспитания должно соответствовать возрасту и усложняться, расширяться по мере взросления ребенка.
5. Согласованность действий всех взрослых, осуществляющих воспитание ребенка (педагогов и родителей, единство их требований [1, с. 12].
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним, то формирование культурно-гигиенических навыков лучше осуществлять именно в игровой деятельности. Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения в своей работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия в увлекательной форме не только раскрывается содержание требований в необходимой последовательности, но и связываются эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Главным критерием отбора игр является доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры должны проводиться в небольшом временном интервале. Особое внимание следует уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.
И хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что внимание воспитанию привычки к чистоте, порядку, аккуратности необходимо уделять не только в дошкольном учреждении, где дети находятся большую часть времени, но и в семье, где родителям следует закреплять привитые культурно-гигиенические навыки младших дошкольников. Стоит помнить, что в младшем возрасте дети способны освоить основные навыки культуры и гигиены, понять их важность и научиться легко и правильно их выполнять.
Итак, задача воспитателя в развитии культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста – это ответственность, поделенная с родителями малыша. И воспитатель, и родители должны учить детей содержать в чистоте свое тело, свою одежду и вещи, самостоятельно чистить зубы, умываться, одеваться, опрятно есть за столом, убирать вещи и игрушки на место. Важно не упустить время, так как именно сформированные в раннем возрасте навыки способны сохраниться на всю дальнейшую жизнь.
Список использованных источников
1. Андреева Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4 (44). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 22.01.2022).
2. Бородина Е. И. Игра, как средство воспитания культурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №10. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-sredstvo-vospitaniya-kulturno-gigienicheskih-navykovu-detey-rannego-vozrasta ( дата обращения: 22.01.2022).
3. Сенченко Н. А., Медведева М. В. Экспериментальное исследование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста // Достижения науки и образования. 2019. №5 (46). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 22.01.2022).