Елена Киреева
Развитие культурно-гигиенических навыков посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы: воспитание культурно-гигиенических навыков посредством художественной литературы
В данном эссе хочу поделиться своими секретами работы в детском саду. Пять лет назад выбирая тему для своего опыта работы я решила остановиться на формировании у детей культурно-гигиенических навыков. Ведь культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста и именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков посредством художественной литературы» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В наше время многие родители больше внимание уделяют обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Так, например, приводя ребенка в младшую группу некоторые мамы и папы спрашивают: «А когда вы будете учить буквы?», не понимая, что на данный момент ребенку важнее научиться обслуживать себя. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Поэтому с родителями была проведена консультация «О важности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей», подготовлена папка-передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей».
Но тема моего опыта звучит так «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством художественной литературы», т. к. я считаю, что именно использование художественной литературы в период обучения культурно-гигиеническим навыкам способствует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждает к совместным действиям со взрослыми, устанавливает доверительные отношения в коллективе, способствует постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду. Так исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф Островской и других показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. А Василий Александрович Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и и другие требуют сопровождения словом. И здесь чтение художественных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, потешки, песенки, стихотворения произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение таких произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, при умывании детей произношу: «Водичка, водичка, Умой (Ане) личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками: «Ай, лады, лады, не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся» или «В руки мыло мы возьмем и водичкою польем. Моем руки чисто, чисто…» Во время еды можно проговаривать: «Каша из гречки Варилась на печке, Варилась и прела, чтобы (Яна) ела. Процесс пробуждения детей я тоже сопровождаю чтением потешек: «Вот проснулся петушок, встала курочка. Просыпайся наш дружок, Встань, наш Митенька, дружок». Или: «Травка – муравка со сна поднялась, Птица – синица за зерно взялась. Детки, просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь».
Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами, засыпают. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее.
Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста можно эффективно решить с помощью использования в работе художественной литературы, т. к. в дошкольном возрасте художественное слово имеет значимое влияние на сознание ребёнка. Посредством художественного слова ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Таким образом, использование художественной литературы в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических навыков. Несколько лет работая по теме «Формирование культурно-гигиенических навыков посредством художественной литературы» я пришла к выводу, что ее возможности в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Художественная литература развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.