Коновалова Галина
Консультация для педагогов «Развитие креативности у детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического и методического содержания. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Ключевые слова: креативность; необычные вещи; выдумщик; фантазёр;
психогимнастика; импровизация.
Успех в жизни в значительной мере зависит от умения человека нестандартно мыслить, находить оригинальные пути разрешения проблем и конфликтов, видеть несколько возможных решений и прогнозировать их последствия.
Поэтому, если мы хотим воспитать успешную, счастливую, конкурентоспособную личность, следует с детства развивать ее креативные способности.
Основой полноценного гармоничного развития личности ребенка является его физическое воспитание и общее оздоровление. Специально организованная физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении и семье в определенной мере могут способствовать формированию и развитию творческой личности при условии создания креативности развивающей среды (как в ДОУ, так и в семье).
Прежде всего, необходимо обеспечить позитивный микроклимат для свободы малыша и познания им своего «Я», содействовать реализации его личностного потенциала, побуждать к творческой импровизации, формировать любознательность, рефлективность, адекватную самооценку.
Этой цели достигают при взаимодействии взрослого с ребенком: проведение психогимнастики, эмоциональных упражнений; игр для развития воображения, фантазии и тому подобное.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
В современных условиях жизни повышение двигательной активности детей осуществляется в домашних условиях, во время прогулок, в условиях детско-юношеских спортивных школ (особенно в видах спорта с ранней специализацией, в детских садах. Последние имеют наиболее развитый спектр услуг и наилучшее оборудование специализированных залов (различные мягкие модули, электронные игры, детские тренажеры и пр.). Сегодня в воспитании и образовании детей начиная с дошкольного возраста четко проявляется тенденция к ранней интеллектуализации. Следует отметить, что она часто осуществляется в ущерб физическому развитию ребенка, его эмоционально-двигательному опыту. Результат — ухудшение психосоматического здоровья детей, на что указывают ряд ученых во всем мире.
Развития креативности в значительной мере способствует игра, поскольку это активная, творческая деятельность, во время которой малыш приобретает опыт, получает много впечатлений, формирует личность. Поэтому следует шире использовать спектр сюжетных игр.
Развивающий потенциал подвижных игр:
• дают возможность ребенку упражняться в разных видах деятельности – двигательной, игровой, речевой, театрализованной и т. п. ;
• обеспечивают организацию исследовательского поиска;
• побуждают дошкольников к речевому творчеству,
• способствуют активизации и развитию логического, образного, абстрактного и креативного мышления.
В то же время подвижные игры дают развивающе – воспитательный эффект только при условии правильного подбора задач согласно возраста детей, уровня их двигательной подготовленности и трудоспособности, времени года, режимного момента, соблюдение оптимальных нагрузок.
Пантомимичные игры – импровизации
Развитию детского воображения, наблюдательности, художественной и творческой самодеятельности, креативности способствуют пантомимичные игры – импровизации.
Успех такой игры во многом зависит от способности педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его личностных качеств. Взрослый должен взять на себя роль организатора и ведущего и параллельно комментатора игровых действий.
Фольклор во время физического воспитания
Оживить и разнообразить физкультурные занятия, способствовать творчески – двигательной инициативе детей помогает использование фольклора. Это могут быть малые формы фольклорного творчества или же отдельные сюжетные линии, мотивы, персонажи.
Благодаря тому, что образы – персонажи хорошо известны и понятны, детям лучше удается имитировать их движения, поведение, а педагогу, соответственно, организовать упражнения.
Типы фольклорных физкультурных занятий
• подвижно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества;
• сюжетные физкультурные занятия (в условиях ДОУ);
• театрализованные физкультурные занятия.
Креативные упражнения для ног
Хождение босиком и разнообразные упражнения для стопы издревле были естественными методами закаливания и оздоровления.
Современные исследователи объясняют это тем, что на стопе находится большое количество нервных окончаний, которые влияют на энергообмен, а тренировки мелкой моторики пальцев ног способствует также развитию соответствующих участков головного мозга.
Для гиперактивных детей, которые нуждаются в большем числе движения, гимнастика для пальцев ног улучшает телесную самоорганизацию.
Подвижная психогимнастика
Упражнения психогимнастики учат управлять своим внутренним состоянием, развивают эмоциональную сферу, вызывают у малышей яркие чувства, способствуют воспитанию эмпатии, побуждая ребенка воссоздать образ предмета или явления в движениях, наделить его определенным характером, чувством, настроением.
Познавательный компонент в физической деятельности
Одним из средств оптимизации процесса физического воспитания и развития творческой личности является активизация познавательного компонента физической деятельности ребенка.
Наиболее эффективно это происходит во время прогулок на лоно природы. Управляемые познавательным процессом и приобретенным двигательным опытом, малыши самостоятельно, согласно сезона, выбирают природный материал для выполнения движений.
Познавательный компонент проявляется и во время несложного экспериментирование, в процессе которого малыши приобретают навыки когнитивного и двигательного опыта общения с объектами и явлениями природы.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Кроме организованных мероприятий нужно создавать условия и выделять время для детской двигательной самодеятельности, в которой полнее раскрываются индивидуальность, склонность малышей к творчеству.
Замечено: бесцельная, на первый взгляд, беготня, бессмысленное бросание предметов является на самом деле способом самовыражения ребенка и подготовки к овладению более сложными движениями.
Благодаря самостоятельным занятиям физическими упражнениями обеспечивают активный двигательный режим дошкольников в течение дня, что способствует развитию такого ценного свойства навыков, как вариативность, то есть гибкость в приспособлении к меняющимся условиям.
Созвучность личности ребенка и взрослого в образовательном процессе является предпосылкой эффективного влияния воспитания на развитие малыша.
Взрослый должен побуждать ребенка к творчеству, создавать соответствующие условия для его личностного развития и самовыражения, а главное – творить вместе с ним.
Прививая ребенку любовь к движению, физкультуре, спорту, родители решают один из важнейших вопросов — здоровье малыша. С раннего возраста привлекая и вовлекая кроху в различные виды гимнастики, мамы и папы прививают карапузу желание соблюдать принципы здорового образа жизни.
Сложность обучения детей дошкольного и ясельного возраста в неустойчивости нервной системы. Мальчики и девочки еще не могут долго концентрировать свое внимание на однообразных действиях, им не интересно повторять однотипные упражнения. Выход из этой ситуации — использовать различные виды игровой гимнастики.
Как тренировки влияют на мозг
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.
Игровая гимнастика для детей : какие виды подходят, что можно предложить малышу
Детям ясельного и дошкольного возраста можно предложить несколько разных видов игровой гимнастики:
• игровой стретчинг;
• степ-аэробику;
• фитбол гимнастику;
• пальчиковую гимнастику;
• дыхательную гимнастику;
• гимнастику для глаз.
Можно использовать как отдельный вид, так и комбинировать несколько между собой. Главное условие использование — хорошее настроение ребенка, прилив бодрости и энергии после занятия.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и педагог должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для воспитанников, чтобы потенциал не остался не востребованным.
Литература
1. Ашмарина Б. А. «Теория и методика физического воспитания» — Москва: Просвещение, 2007-511с
2. Годик М. А. «Спортивная метрология» — Москва: ЮНИТИ, 2007-481с
3. Гужаловский А. А. «Основы теории и методики физической культуры» — Москва: Просвещение, 2008-379с
4. Коробейников Н. К. «Физическое воспитание» — Москва: Просвещение, 2006-381с
5. Кузнецов В. С. «Теория и методика физического воспитания и спорта» — Москва: Просвещение, 2007-425с
6. Конева Е. В. «Физическая культура» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006-558с
7. Лях В. И. «Методика физического воспитания» — Москва: ЮНИТИ, 2008-269с
Сведения об авторе:
Коновалова Галина Алексеевна, инструктор по физической культуре МАДОУ детский сад 3, г. Красноуфимск