МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Расулова Регина
Развитие коммуникативных способностей у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально волевой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» размещена в разделах

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Сенситивным периодом в формировании коммуникативных компонентов является дошкольное детство.

Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь, как частный случай речевого общения и приближает к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход позволяет избавиться от ситуации «говорение ради говорения», которая встречается в практике работы детских садов и ведёт к снижению интереса детей к обучению родной речи.

Выделяют несколько групп коммуникативных умений :

1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

В младшем дошкольном возрасте уделяем больше внимания первым трём группам.

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста» Актуальность моей работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к графа–моторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму.

Цель моей работы использование пальчиковых игр, для развития речи детей 1,5 - 3 лет.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость использовать следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями;

- индивидуальная работа с детьми;

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, потешками;

пальчиковый театр;

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

работа с конструктором ЛЕГО;

Дидактические игры:

-шнуровка М. Монтессори;

-паззлы, мозаика;

Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки,ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока -белобока Кашку варила, Детишек кормила.

Этому дала, Этому дала,

Этому дала,Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.

Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут. Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Вначале игры необходимо выполнять вместе с ребенком. Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук. При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи. Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно. Способы проведения пальчиковых игр и занятий для развития мелкой моторики.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками

«Дай нам солнышко тепла»

Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко, но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т. к. игра сопровождается стихами.

Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам».

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки,

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки,

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши,

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки,

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола,

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный, большой — средний и т. д.)

В этой игре много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение.

Игра «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть в коллективе. Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики.

4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые.

8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните. Что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут в день.

12. Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Заключение.

Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие коммуникативные навыки у детей и позволяет правильно формировать связную речь. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание использовать русский фольклор в свободной игровой деятельности.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Опубликовано: 12 января 2021 в 09:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Расулова Регина (УИ 1425076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД