Елена Красикова
Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Данную тему по самообразованию я выбрала, так как считаю, что овладение родным языком- это одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей создаются в театрализованной деятельности. Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно через театрализованную деятельность можно решить ряд задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольника, именно в нем, как ни в каком другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью дети видят отражение своей жизни. Дошкольники с удовольствием перевоплощаются в тот или иной образ, участвуют в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Также это очень сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, которое помогает мне создать радостную и непринужденную обстановку в группе, а это очень важно особенно в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Именно через театрализованную деятельность активизируется у детей мышление, тренируется память и образное восприятие, развиваются коммуникативные способности, совершенствуется речь. Следовательно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания, развивает чувство коллективизма и способствует развитию коммуникативных способностей. Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы.
Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Исходя из знаний данных особенностей детей младшего дошкольного возраста, в нашей группе мы используем разнообразные виды театрализованных представлений:
1. Театр на конусах.
Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
2. Театр кукол –топотушек.
Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
3. Театр пальчиковых кукол.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
4. Театр картинок (фланелеграф) .
Театр картинок, такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие.
5. Театр на капсулах от киндер-сюрпризов
6. Театр на крабиках.
7. Театр деревянных героев.
8. Театр на деревянных лопатках.
9. Театр на крышках.
10. Театр на прищепках.
11. Театра на стаканчиках.
Эти виды театров способствуют развитию мелкой моторики руки. Благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Способствовуют проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками, помогают ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
12. Театр кукол –рукавичек.
Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклы – перчатки. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаиваться, если она плачет, кормить кашей и так далее.
13. Театр в масках.
Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показывают мимику животных, имитируют голоса своих персонажей. Также маски используются на занятиях по развитию речи, как способ адаптации малышей в группе, как сюрпризные моменты на различных занятиях, а также для заучивания стихов.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития коммуникативных способностей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. И включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет ещё больше повысить уровень речевого развития детей. Приобщение дошкольников к театрализованной деятельности через фольклор является одним из важных условий развития речи. С помощью различных форм фольклора посредством театрализованной деятельности можно решать множество задач методики речевого развития. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа для речевого развития дошкольников, ибо как писал М. Горький : «Начало искусства слова – в фольклоре».