Елена Афанасьева
Развитие коммуникативных навыков неговорящих учащихся коррекционной школы с помощью музыкальной терапии (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных навыков неговорящих учащихся
коррекционной школы с помощью музыкальной терапии
(из опыта работы)
Афанасьева Е. Ф.
Учитель МОКУ С (К)ОШ №4
г. Якутска
Публикация «Развитие коммуникативных навыков неговорящих учащихся коррекционной школы с помощью музыкальной терапии (из опыта работы)» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Неговорящие дети
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важное место в обучении учащихся с ОВЗ имеет интеграция и дифференциация обучения в условиях коррекционной школы. Основной идеей этой работы является комплексное использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью и практическими действиями, плохо понимается этими школьниками, не запоминается, поэтому важно интегрировать используемые методы обучения.
Учитывая, что данная категория учащихся не может одновременно усвоить большой объем материала, я использую идею дифференцирования учебного материала по содержанию в соответствии с интересами каждого ученика класса и по уровню сложности в соответствии с их учебными возможностями.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует современных методик и технологий, которые позволяют достичь положительной динамики в образовательном процессе. Ведущим является комплексное использование вербальных и невербальных методов обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Как практика показывает, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются дефекты звукопроизношения, фонематического слуха, затруднен процесс восприятия и осмысления, что затрудняет формирование коммуникативных навыков. Эти недостатки можно преодолеть сочетанием вербальных и невербальных средств, используя музыкотерапию, которую педагоги развитых стран (Японии, Германии, Дании, Швеции и др.) успешно используют при развитии речи. В. М. Бехтерев считал, что среди различных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.
С целью развития вербального (словесного) типа общения я провожу интегрированную работу над текстом изучаемой песни на основе повторения, систематизации пройденного материала по предметам развития речи и письма, дифференцируя их содержание в соответствии с интересами и учебными возможностями каждого ученика класса.
Дальнейшая работа над содержанием изучаемой песни проводится с целью развития невербального общения на основе использования визуального и акустического анализатора. Учащиеся выполняют ритмические игры и движения с использованием мимики и элементов пантомимики под музыку. Проводится работа над тембром голоса, диапазоном и тональностью под музыку, возникают вокализации.
Основная цель использования возможностей музыкального воспитания как средства развития общения является вовлечение неговорящих учащихся в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым. При такой работе они постепенно оживляются и вовлекаются в работу. Опыт работы показывает, что именно в это время неговорящий ученик начинает делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. С этого момента начинается работа по стимуляции речи. Учитель как бы призывает ученика помочь ему петь, особенно выделяя голосом повторяющиеся фрагменты (би-би-би, ля-ля-ля,.). При такой работе в большинстве случаев ученик откликается на стремление учителя вовлечь его в общее пение. Первое, что начинает делать ученик - это подавать голос во время пения. После первых вокализаций появляются лепетные слоги. Если у ученика нет моторных проблем, таких слогов появляется сразу много (бу-бу-бу, би-би-би, ма-ма-ма.). После того, как ученик начал произносить слоги, учитель следит, чтобы на каждом занятии повторялись те песни, которым он может подпевать. Далее на основе организации игровых ситуаций, специально нацеленных «выманивать» речь, появляются короткие слова ("иди", "дай"). На этом этапе опять подключается музыкальная терапия. Учитель поет вместе с учеником, глядя ему в глаза и отчетливо пропевая слова. В результате этой работы ученик повторяет слово, пропевая его. Параллельно с этим происходит работа по расширению словаря. Правила игры постепенно усложняются, так что ученику приходится произносить уже не одно слово, а два (например, играя в лото, говорят не просто "дай", а "дай мишку", "дай куклу", потом начинают говорить "дай Ане мишку"). Постепенно усложнение доходит до того, что ученик говорит "дай Ане голубого мишку, пожалуйста". Благодаря такой фразовой речи у неговорящего ученика постепенно появляется речь, и он получает возможность общаться с другими детьми и взрослыми. В результате систематической работы с применением музыкальной терапии все учащиеся моего класса, включая неговорящих, поют песни и танцуют. В нашем репертуаре песни о школе, о Родине, о матери, о войне и новогодние. В этом ощутимую помощь оказывают вокальный кружок «Звонкие голоса» и танцевальный ансамбль «Кулунчук», проводимые силами родителей и с их участием.
Ученики активно участвуют в творческих конкурсах, смотрах. Достойным результатом работы является то, что ученики становятся победителями и призерами школьных, городских, республиканских и российских конкурсов.
Класс - Лауреат 3 степени в конкурсе-фестивале «Бриллиантовые нотки» в рамках Всероссийского фестиваля «Зима начинается с Якутии» в номинации «Хореография», отмечен Дипломом победителя Республиканского конкурса-фестиваля талантов, посвященного 75-летию Победы в ВОВ среди детей ОВЗ и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в номинация «Эмоциональное исполнение песни о войне».
Такие успехи радуют учителя и родителей, вдохновляют на дальнейшее развитие творческих способностей неговорящих учащихся.