Папки-передвижки

Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры

Анна Романенко
Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.

Аннотация: при поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно. Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.

Публикация «Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры» размещена в разделах

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, игровая деятельность в коррекционной группе, интеллектуальное развитее детей с ОВЗ.

Дошкольный возраст - особый уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано с изменениями общественной позиции по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития

Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки со своими сверстниками, что затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Развитие любого ребенка, тем более ребенка с нарушением интеллекта происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. «Почему дети не играют сами?», - часто взрослые задают вопрос. Однако без должной организации свободного времени, предоставленный сам себе ребенок быстро устает, начинает капризничать, проявляет агрессию к окружающим сверстникам. Особенно ярко это проявляется у детей с проблемами в развитии.

Ребенок не может сам себя занять. Ему требуется постоянное внимание со стороны взрослых: предложение и поддержание сюжета, выбор атрибутов, обыгрывание построек и многое другое.

Самое главное, что ребенок нуждается в речевом общении, так как не может его обеспечить в силу ограниченности развития речевой системы, поэтому стремится к общению со взрослыми. Очень важно с самого раннего детства учить ребенка этому общению и игре.

Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием. Через игру ребенок познает окружающий мир, она способствует развитию психических процессов и формированию личности ребенка. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему - и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

В проведении игр воспитатель должен быть активным участником. Для него игра не отдых, а такой же планируемый труд, как и любое другое занятие. Играя с детьми, он направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей.

Развитие игры начинается с предметных действий, поэтому, на первых порах задачи обучения игре и обучение предметным действиям совпадают. В процессе обучения дети должны не только понять функциональное назначение каждой игрушки, но и освоить способы действия с ней. Поэтому многократные повторения одних и тех же действий с игрушкой, если эти действия правильны и игрушка используется адекватно, оказываются полезными. При поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно.

На 1-ом этапе подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. Дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же бросают эти предметы, не проявляют интереса, ни к их свойствам, ни к их назначению. Овладение игровыми действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка на 1-м этапе обучения игре.

Действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями ребенка в младенческом возрасте.

Например: Витя - вновь поступивший - накладывает кубик на кубик, затем рукой сбивает все, оставшееся тянет в рот. Такой пример показывает, что уровень развития действий с предметами у детей, с которыми не проводится специальное обучение, не позволяет говорить об игровых действиях.

Но после проведенных серий занятий у детей появляется желание «сотрудничать» со взрослыми, выполнять требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения осмысленных действий с предметами, и позволит перейти ко 2-му этапу обучения игре.

На 2-м этапе - важно, чтобы ребенок усвоил логику действий с предметами в игре, их последовательность. Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная игра. С самого начала работы необходимо учить детей видеть цель и двигаться к ней. Обучение действиям имеет смысл только в том случае, если ребенок все время видит перед собой цель, а правильный подбор действий приближает его к ней.

На втором этапе многие дети начинают осознавать цель, удерживать ее в памяти. Ребенка нужно специально учить удерживать в памяти конечную цель - действия, т. е. практические навыки.

На 3-ем этапе формируются элементы ролевой игры.

Нужно научить ребенка принять роль, предложенную педагогом. Надо помнить о том, что введение роли является весьма сложным процессом и при недостаточной работе по его осмыслению может остаться чисто формальным этапом. Поэтому начинаем с того, что говорим: «Какая у тебя красивая кукла Таня. Ты любишь Таню и не обижаешь ее? Пожалей Таню». Берем на руки куклу, прижимаем ее, гладим и предлагаем ребенку сделать то же самое. «Она у тебя маленькая, а ты большая девочка. Ты будешь мама, а Таня - твоя маленькая дочка. Ты будешь заботиться, жалеть ее» и т. п. В такой форме осуществляются сюжетные действия. Поэтапно дети приучаются играть парами, группами.

Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.

Список используемой литературы:

1. Бгажнокова И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. №1.

2. Беряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2001 - с. 272.

3. Гришвина А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М., 1988 - с. 93.

4. Катаева А. А. ,Стребелева Г. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников/ - М., 1990 - с. 191

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 21:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко (УИ 366382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД