Папки-передвижки

Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры

Анна Романенко
Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.

Аннотация: при поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно. Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.

Публикация «Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры» размещена в разделах

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, игровая деятельность в коррекционной группе, интеллектуальное развитее детей с ОВЗ.

Дошкольный возраст - особый уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано с изменениями общественной позиции по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития

Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки со своими сверстниками, что затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Развитие любого ребенка, тем более ребенка с нарушением интеллекта происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. «Почему дети не играют сами?», - часто взрослые задают вопрос. Однако без должной организации свободного времени, предоставленный сам себе ребенок быстро устает, начинает капризничать, проявляет агрессию к окружающим сверстникам. Особенно ярко это проявляется у детей с проблемами в развитии.

Ребенок не может сам себя занять. Ему требуется постоянное внимание со стороны взрослых: предложение и поддержание сюжета, выбор атрибутов, обыгрывание построек и многое другое.

Самое главное, что ребенок нуждается в речевом общении, так как не может его обеспечить в силу ограниченности развития речевой системы, поэтому стремится к общению со взрослыми. Очень важно с самого раннего детства учить ребенка этому общению и игре.

Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием. Через игру ребенок познает окружающий мир, она способствует развитию психических процессов и формированию личности ребенка. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему - и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

В проведении игр воспитатель должен быть активным участником. Для него игра не отдых, а такой же планируемый труд, как и любое другое занятие. Играя с детьми, он направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей.

Развитие игры начинается с предметных действий, поэтому, на первых порах задачи обучения игре и обучение предметным действиям совпадают. В процессе обучения дети должны не только понять функциональное назначение каждой игрушки, но и освоить способы действия с ней. Поэтому многократные повторения одних и тех же действий с игрушкой, если эти действия правильны и игрушка используется адекватно, оказываются полезными. При поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно.

На 1-ом этапе подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. Дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же бросают эти предметы, не проявляют интереса, ни к их свойствам, ни к их назначению. Овладение игровыми действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка на 1-м этапе обучения игре.

Действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями ребенка в младенческом возрасте.

Например: Витя - вновь поступивший - накладывает кубик на кубик, затем рукой сбивает все, оставшееся тянет в рот. Такой пример показывает, что уровень развития действий с предметами у детей, с которыми не проводится специальное обучение, не позволяет говорить об игровых действиях.

Но после проведенных серий занятий у детей появляется желание «сотрудничать» со взрослыми, выполнять требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения осмысленных действий с предметами, и позволит перейти ко 2-му этапу обучения игре.

На 2-м этапе - важно, чтобы ребенок усвоил логику действий с предметами в игре, их последовательность. Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная игра. С самого начала работы необходимо учить детей видеть цель и двигаться к ней. Обучение действиям имеет смысл только в том случае, если ребенок все время видит перед собой цель, а правильный подбор действий приближает его к ней.

На втором этапе многие дети начинают осознавать цель, удерживать ее в памяти. Ребенка нужно специально учить удерживать в памяти конечную цель - действия, т. е. практические навыки.

На 3-ем этапе формируются элементы ролевой игры.

Нужно научить ребенка принять роль, предложенную педагогом. Надо помнить о том, что введение роли является весьма сложным процессом и при недостаточной работе по его осмыслению может остаться чисто формальным этапом. Поэтому начинаем с того, что говорим: «Какая у тебя красивая кукла Таня. Ты любишь Таню и не обижаешь ее? Пожалей Таню». Берем на руки куклу, прижимаем ее, гладим и предлагаем ребенку сделать то же самое. «Она у тебя маленькая, а ты большая девочка. Ты будешь мама, а Таня - твоя маленькая дочка. Ты будешь заботиться, жалеть ее» и т. п. В такой форме осуществляются сюжетные действия. Поэтапно дети приучаются играть парами, группами.

Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.

Список используемой литературы:

1. Бгажнокова И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. №1.

2. Беряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2001 - с. 272.

3. Гришвина А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М., 1988 - с. 93.

4. Катаева А. А. ,Стребелева Г. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников/ - М., 1990 - с. 191

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 21:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко (УИ 366382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 мая 2025 среда
День создания ВВПОД «Юнармия»!
Поздравляем пограничные войска России!

Конспект занятия
29 мая 2025 четверг
День скрепки
Вознесение Господне
День военного автомобилиста



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных