Лучший педагог года

Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.

Елена Чут
Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является актуальной, и в настоящее время недостаточной. Возникает необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей и личностных качеств, обеспечивающих их дальнейшее успешное обучение.

Публикация «Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Необходимым фундаментом для школьного обучения детей является формирование у них более сложных форм мыслительной деятельности. Развитое мышление становится основой для всех более сложных видов деятельности детей, в том числе и учебной, осмысленного и систематизированного усвоения школьных знаний. Основой мышления выступает рефлексия.

В старшем дошкольном возрасте коммуникативная рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни - обучению в школе. Поэтому наиболее важным и актуальным является вопрос о психолого-педагогических условиях, путях и методах ее формирования у зарождающейся личности, то есть вопрос: при каких условиях и с помощью каких средств, используя свои познавательные и другие возможности, постепенно старший дошкольник приходит к осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных сил, своего отношения к внешнему миру, к окружающим и самим себе.

Для того, чтобы выявить условия развития коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста, необходимо обратиться к анализу основных достижений старших дошкольников в плане их всестороннего развития.

Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, в том числи и со сверстниками. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, воображение и память.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о становлении ребенка, как личности.

Именно в дошкольном возрасте начинается формирование детской личности. В процессе игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, ребенок опробует разные социальные роли, учится подчинять свои действия правилам. Это способствует дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа - Я - Я-реального и Я-идеального. У старшего дошкольника появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. Можно предположить, что при отсутствии различения вышеназванных планов образа-Я у ребенка возникают трудности в восприятии требований, предъявляемых к нему в процессе обучения, а также следовании им и адекватности оценки результатов своих действий.

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью ребенка - учением. Процесс появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной идентичности, т. е. отнесение ребенком себя к определенной группе - группе школьников. Наиболее важным шагом в процессе обретения ребенком социальной идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторый образ, сложившийся в результате рассказов взрослых о школе и учебе. У ребенка появляется возможность действовать в этой новой для него социальной ситуации.

При этом, коммуникативная рефлексия формируется в процессах социально-коммуникативных взаимодействий ребенка со взрослым при поиске им ситуаций игровой кооперации между собой; в процессах социально-коммуникативных взаимодействий со сверстниками в ситуациях соперничества и соревнования; а также в процессах овладения ребенком собственным поведением при формировании им действий по саморегуляции.

Таким образом, правильно сформированное самосознание у старшего дошкольника, является предпосылкой к успешной учебной деятельности.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 19 марта 2013 в 14:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД