Бокатуева Виктория
Развитие компетентности родителей в соответствии ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Развитие компетентности родителей в соответствии ФГОС ДО»
Адресация проекта: проект ориентирован на работу с родителями воспи-танников группы «Ландыши» МБДОУ компенсирующего вида детского сада № 40 «Солнышко» город Коломна.
Участники проекта: 28 человек (родители воспитанников) и 15 человек (дети, 5 человек (педагоги и специалисты ДОУ).
Воспитатели:
Савчук Елена Григорьевна
Публикация «Развитие компетентности родителей в соответствии ФГОС ДО» размещена в разделах
Бокатуева Виктория Вячеславовна.
Специалисты:
Савчук Елена Григорьевна - учитель-дефектолог (тифлопедагог,
Шилова Ирина Сергеевна - учитель-логопед,
Бяхова Ирина Александровна - музыкальный руководитель,
Иванец Елена Сергеевна - инструктор по физической культуре.
Целью данного проекта является вовлечение семьи в образовательное пространство ДОУ для объединения усилий педагогического и родительского сообществ в реализации единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- проанализировать уровень психологической и профессиональной готовности педагогов к взаимодействию с семьями воспитанников;
- изучить потребности родителей в повышении уровня собственной компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников;
- определить содержание, формы и методы транслирования ценностно-значимых педагогических компонентов в работу с семьей;
- организовать просвещение родителей с целью совершенствования педагогической культуры.
Ресурсы реализации проекта:
1. Человеческие (дети, воспитатели, специалисты, родители).
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).
Индикативные показатели (результаты) :
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• положительная динамика формирования уровня взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения дошкольников;
• использование разнообразных эффективных форм сотрудничества с семьей на основе дифференцированного и индивидуального подхода;
• целенаправленный учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы в группе «Ландыши» по различным направлениям;
• обобщение и распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. В настоящее время в соответствии с «Законом об образовании» дошкольное образование – это первая ступень общего образования и наша задача как педагогов - помочь родителям в воспитании детей. В наше время у многих родителей не хватает времени и достаточного уровня педагогических знаний для воспитания ребенка. Они нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Именно на это направлен наш проект. В течение всего учебного года родители посещают мастер-классы, открытые занятия, практикумы для родителей, консультации, выставки, учувствуют в международных и городских конкурсах. В итоге родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате повышается уровень личностного развития.
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Наши дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях выдающиеся педагоги прошлого, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Соответственно работа с ними должна строиться на основе применения современных инновационных технологий, которые усиливают мотивацию к познанию и способствуют гармоничному развитию личности ребенка-дошкольника.
Родители современного дошкольника порой не до конца осознают уровень развития собственного ребенка, искренне удивлены либо его познаниям, либо пробелами и неудачами в различных областях.
Новые реалии требуют новых подходов, которые основаны на использование эффективных технологий в работе с родителями.
Вовлечение родителей в данный проект дает возможность:
- понять чему и как учится их ребенок, помогает им осознать способы взаимодействия с ним и необходимость использования полученных знаний вне детского сада;
- осознать высокий уровень профессионализма педагогов ДОУ, что способствует повышению имиджа детского сада в целом.
Согласно Закону “Об образовании” родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка. Поэтому родители играют главную роль в сообществе ребенок – родитель – педагог.
Для выстраивания полноценного сотрудничества и сотворчества в преддверии проекта нами была проведена система оценки эффективности социального взаимодействия ДОУ и семьи по следующим критериям:
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
Показатели:
• Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущего опыта и с учетом интересов нужд и потребностей семей воспитанников группы «Ландыши» .
• Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и доверия.
• Умение организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
• Умение вовлечь родителей в образовательный процесс внутри группы и ДОУ.
• Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
Качественные характеристики проявления умений и навыков Уровни
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются ярко, устойчиво Оптимальный
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются в достаточной степени Допустимый
Воспитатель испытывает недостаток указанных умений и навыков, что создает проблемы в процессе его практической деятельности с родителями Критический
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ
Показатели:
• Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
• Степень осведомленности родителей в вопросах содержания, специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка.
• Удовлетворенность индивидуальным подходом к воспитанию, обучению и оздоровлению каждого ребенка в группе.
• Удовлетворенность содержанием теоретического и практического материала по практике семейного воспитания.
• Возможность непосредственного участия в воспитательно-образовательном процессе.
• Удовлетворенность уровнем познавательного и социально-личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
Качественные характеристики удовлетворенности родителями образовательных услуг в ДОУ Уровни
Родители в полной мере удовлетворены качеством образовательных услуг в ДОУ
Оптимальный
Удовлетворенность качеством образовательных услуг частичная. Допустимый
Родители не удовлетворены качеством образовательных услуг. Критический
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Показатели:
• Мотивационная готовность родителей к обогащению знаний по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
• Активная субъектно-субъектная позиция педагогов и родителей в процессе достижения целевых ориентиров в образовании дошкольников.
• Полнота спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
• Процент охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
• Характер вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
• Процент посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность участия в них.
Качественные характеристики эффективно-сти работы ДОУ с семьей Уровни
Результаты деятельности ДОУ с семьей суще-ственны, проявляются полно, ярко. Оптимальный
Результаты деятельности удовлетворительны. Допустимый
Работа с родителями ведется формально. Критический
Анализ оценки эффективности социального взаимодействия ДОУ и семьи показал следующее:
1. Компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей находится на допустимом и оптимальном уровнях, что объясняется наличием профессиональной квалификации и опытом работы в ДОУ.
2. Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг в ДОУ находится на допустимом уровне, что объяснятся недостаточной осведомленностью родителей в вопросах содержания, специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка и содержанием теоретического и практического материала по практике семейного воспитания.
3. Эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи находится на допустимом уровне, что объясняется недостаточной мотивационной готовностью родителей к обогащению знаний по вопросам воспитания, обучения и развития детей и наличием объектно-субъектной позиции педагогов и родителей в процессе взаимодействия.
Отсюда вытекает проблема: (противоречия)
Родители имеют ограниченный запас сведений о жизни ребенка в дет-ском саду, о дошкольных образовательных программах, о личностных до-стижениях ребенка по итогам их реализации. Расширить знания родителей бывает сложно в силу их бытовой загруженности и недостаточного понимания важности дошкольного детства для дальнейшего полноценного развития. Большинство родителей, имея высокий социальный статус и уровень образования не готовы воспринимать информацию от педагогов в роли ученика.
Целью данного проекта является вовлечение семьи в образователь-ное пространство ДОУ для объединения усилий педагогического и роди-тельского сообществ в реализации единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.
Задачами проекта являются:
1. Установление отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами группы
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей
3. Формирование у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка.
4. Создание условий для благоприятного климата социального партнерства с родителями;
5. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
6. Внедрение эффективных форм работы с семьей, как фактор позитив-ного развития ребенка;
7. Организация мероприятий по вовлечению родителей в функционирование группы, как полноправных участников образовательного процесса.
Данный проект рассчитан на два года (2015 – 2017 г. г.)
Работа с родителями в рамках реализации проекта строится на основе следующих принципов:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Целенаправленный подход.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар - практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Анализ и поиск необходимых ресурсов
1. К нашему проекту присоединились специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, дефектолог. Их участие направлено на более качественное воплощение проекта.
2. Также мы учли личностные особенности родителей, их времен-ные возможности и желание общаться не только со своим ребенком, но и со всей группой в целом. Для этого мы стараемся активно готовить мероприятия, которые будут наиболее близки и интересны родителям. Проект дает возможность попробовать себя в различных ролях. Взрослые смогут побывать и в роли воспитателя, и в роли воспитанника, а также проанализировать себя как родителя, познакомиться с традиционными и инновационными технологиями. Все мероприятия проходят с помощью и при поддержке воспитателей и специалистов. Родители активно участвуют в мероприятиях, рассказывают детям о своих профессиях.
3. Мы планировали реализовывать проект не только в рамках ДОУ, но и за его пределами. Для этого нами было проанализировано наличие социально-культурных объектов Коломны и степень их доступности для дошкольников. В течение года были проведены экскурсии по Мемориальному парку, в музей «Боевой Славы», экскурсия по микрорайону Колычево в преддверии его сорокалетия, в Молодежный центр «Русь», в музей забытого вкуса «Коломенская пастила» и в Конькобежный центр «Коломна». В этом году запланированы следующие мероприятия и экскурсии: посещение библиотеки по улице Девичье поле, музыкальной школы (филиал музыкальной школы им. Алябьева в Колычево, музея-усадьбы «Дом Самовара», музея «Калачная» и т. д. Прежде всего, наши ознакомительные мероприятия направлены на приобщение к истокам родного края, национальной культуры, духовное обогащение детей, развитие их нравственно-патриотических качеств. С другой стороны, программа экскурсионной части проекта должна еще более сплотить и сблизить родителей, детей и педагогов для дальнейшей плодотворной работы.
Обеспечение взаимодействия с системой образования детского сада.
В прошлом учебном году детский сад «Солнышко» работал над реализацией городского проекта «Счастливы вместе», направленного на организацию эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Идея нашего проекта «Развитие компетентности родителей в соответствии ФГОС ДО» вытекала из общей тематики, по которой работало учреждение. В этом учебном году наши педагоги активно включились в работу по муниципальному проекту «Город мастеров», который предполагает тесное сотрудничество с родителями. Все запланированные мероприятия в рамках нашего проекта полностью соответствуют основному направлению в реализации данного проекта. I. Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель и задачи:
- сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников;
- оценка эффективности социального взаимодействия ДОУ и семьи по раз-личным критериям;
-изучение теории и практики использования наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
-педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
- выявление актуальных вопросов, волнующих родителей в рамках образовательного процесса;
-подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический
Цель и задачи:
-организация партнерского взаимодействия педагогов с родительской общественностью;
-педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непо-средственно образовательная деятельность, дни открытых дверей, индиви-дуальное консультирование, библиотека для родителей, маршруты выходного дня);
-педагогическое образование родителей (мастер-классы, практикумы, клубы интересных встреч, тематические встречи и т. п.);
-совместная деятельность детей, родителей и педагогов («Тайны планеты родителей», творческие и исследовательские проекты, конкурсы, досуги, праздники, развлечения, экскурсии, тематические прогулки, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
3 этап – аналитический
Цель и задачи:
- оценка эффективности социального взаимодействия ДОУ и семьи по раз-личным критериям по результатам реализации проекта;
- разработка методических рекомендаций по использованию эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ;
- распространение положительного опыта по итогам реализации проекта в педагогических сообществах.
II. Формы работы с родителями :
• консультации, беседы;
• развлечения, праздники, досуги;
• открытые занятия;
•интерактивные мероприятия;
• дни открытых дверей;
• родительские собрания;
• практикумы, мастер-классы;
• прогулки, экскурсии;
• маршруты выходного дня;
• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
• «Тайны планеты родителей»;
III. Промежуточные результаты по итогам первого года реализации проекта.
Дети:
- формирование более полных представлений о мире своих родителей : их работе, интересах, творческих способностях;
- воспитание ценностного отношения к своей семье, чувства гордости за нее;
- расширение знаний об истории родного края, национальной культуре;
- духовное обогащение детей, развитие их нравственно-патриотических качеств;
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;
Родители :
- повышение уровня доверия родителей к педагогам группы и детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в сотрудничестве и сотворчестве в воспитательно-образовательном процессе;
Педагоги:
- продуктивное творческое взаимодействие в связке ребенок - родитель - педагог;
- создание положительного эмоционального микроклимата во взаимодействии с семьями воспитанников;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с родителями;
- повышения уровня осведомленности родителей о функционировании группы и детского сада, осознание престижности ДОУ.