Елена Зейбель
Комплексное занятие в подготовительной группе «Путешествие с зёрнышком» в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в подготовительной группе «Путешествие с зёрнышком». (Познавательное развитие).
Цель. Закреплять, обобщать знания детей о последовательности выращивания и изготовление хлеба.
Задачи.
«Познавательное развитие» :
1. Развивать познавательный интерес к окружающей среде, обогащать представления детей об истории переработки зерна.
2. Развивать умение различать семена злаковых растений и делать сравнительный анализ семян пшеницы и овса.
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Путешествие с зёрнышком“ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
3. Развивать логическое мышление посредством игры «Что сначала? Что потом?»
4. Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
5. Упражнять детей в измерении длины предметов с помощью условной меры.
«Социально-коммуникативное развитие» :
1. Развивать социально-коммуникативные умения, умение работать в коллективе и в подгруппе.
2. Воспитывать уважение к профессии людей, которые выращивают хлеб.
«Художественно-эстетическое» :
Развивать понимание произведений музыкального искусства.
«Речевое развитие».
Развивать связную и грамматически правильную речь.
Материал: интерактивная доска, слайды (вся последовательность работ над выращиванием хлеба, принтер для распечатывания фотографий, письмо, разрезные картинки с изображением техники, которая нужна для выращивания хлеба, изображение Почемучки для каждого ребёнка на двухстороннем скотче, колоски и зёрна пшеницы и овса, лупы, листы с изображением двух дорог (до элеватора и до завода) разной длины на каждого ребёнка, мерка, простые карандаши, крупные цифры от 1-6, мелкие цифры от1до8 по 2 комплекта для каждой команды, картинки белого и чёрного хлеба по 9ш. для каждой команды.
Ожидаемые результаты.
100% заинтересованность детей на занятии. Выполнение заданий, и позитивное настроение.
Предварительная работа:
Тематическая неделя «Откуда хлеб пришёл».
Работа с родителями «Помогите детям ещё больше узнать, откуда хлеб пришёл на наш стол».
Выставка совместных работ родителей и детей.
Ход. Дети входят в зал. Сообщаю им, что в детский сад пришло письмо. Кому же оно? Читаю адрес. (Дети догадываются, что оно пришло им). От Почемучки. Открываем конверт, а там несколько конвертов и записка.
«Привет, ребята! Я нашёл картинки с какой-то техникой. Но не могу понять для чего она. Кому она нужна? Помогите мне разобраться».
-Почемучка прислал вам свои фотографии на память. Куда их можно поместить? Теперь, давайте посмотрим, что же в конвертах. Удивительно, но конверты разного цвета. Интересно, что этим хотел нам сказать Почемучка? Кому же, какой отдать?
И кепки красные, синие, жёлтые, и конверты таких же цветов. (Дети предполагают, что синий конверт тем детям, у кого Почемучка в синей кепке и т. д.).
Раздаю детям конверты. Дети, располагаясь по всему залу, на полу собирают разрезные картинки.
- Что у вас на картинках? Вы можете сказать, для чего нужна эта техника? (Дети рассказывают, для чего нужна техника, люди каких профессий на ней работают.)
- Расскажите мне, с чего начинается работа над выращиванием хлеба? Давайте обозначим цифрами последовательность производимых работ. (1 – пашут землю, 2 – сеют зерно, 3 – собирают урожай, 4 – машины везут зерно на элеватор и на мукомольный завод, 5 – муку везут в пекарню, 6 – хлеб развозят по магазинам). А в какое время года начинается эта работа?
- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.
- А хотите ли вы отправиться в путешествие по дороге, которую проходит зёрнышко, чтобы превратиться в мягкий, душистый хлебушек на нашем столе? Вы не представляете, сколько интересных приключений может встретиться на этом пути?
Ой, подождите.
- Мы с вами выяснили, что это за техника, кому она нужна и зачем. Разобрались, в какой последовательности идёт работа над выращиванием хлеба. Вы ответили на вопрос Почемучке? А теперь давайте решим, как мы можем ему об этом сообщить? (Написать письмо). Да, можно написать письмо. А мы ведь с вами собираемся отправиться в путешествие. Как вы думаете, хотел бы Почемучка узнать и увидеть, где мы будем и что там увидим? Как мы сможем ему это показать? (Сделать фотографии). Где же нам взять фотоаппарат? Нам нужен корреспондент. Кого же нам пригласить? Давайте, пригласим с нами в путешествие Жанну Николаевну, у неё как раз есть фотоаппарат. Когда мы вернёмся из путешествия, мы Почемучке отправим фотографии.
- Ну что же, в путь.
- Представьте, что мы большие птицы. Вот взмахнули крыльями и полетели над полями. (Звучит красивая лирическая мелодия «Лебёдушка»).
(На доске появляются фотографии). 6 кадров
Что мы видели? Дети рассказывают. (Едут трактора. Они тянут за собой тяжёлые плуги. (Пашут землю). Возвращаемся на землю.
- Земля вспахана, что теперь? Можно сеять злаки. Ой, какое слово я сказала? Кто знает, что такое злаки? Посмотрите на экран. Злак – это растение со стеблем в виде полой соломинки заканчивающейся колоском или метёлкой. 2 кадра.
А что же относятся, к злакам? На экране появляются картинки со злаками. Дети узнают и называют их. 8 кадров.
(Пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза и рис). Мы все эти злаки употребляем в пищу. Зачем? ( Все злаки содержат полезные для человека вещества: углеводы, растительные жиры, минеральные соли, аминокислоты). А вы знаете, какие злаки выращивают в нашей местности? (Пшеницу, овёс, рожь, кукурузу). А любое ли зерно можно сеять? Какое зерно можно сеять решают в лаборатории. Хотите поработать лаборантами? Тогда мы отправляемся в лабораторию.
На столах в вазе колоски пшеницы и овса. На тарелочках зерно.
- Давайте внимательно рассмотрим и сравним зёрна пшеницы и овса. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
Дети рассматривают, используют лупы, обсуждают, сравнивают зерна, сортируют.
- Спелые зёрна пшеницы – желтовато-золотистого цвета, окружены твёрдой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зёрна имеют продолговатую форму. У овса зёрнышки удлинённые, продолговатые, светлее, чем у пшеницы. Найдите колосок пшеницы. А у овса колоски совсем другие – они расположены на веточках метёлок, каждый колосок содержит два или три зёрнышка.
- Попадаются зернышки крупные, мелкие, больные. Как вы думаете, какие зёрна лучше посадить, чтобы вырос хороший урожай? (Крупные, здоровые). Рассортируйте зёрна, выберите самые лучшие. Вытираем руки салфетками и возвращаемся из лаборатории.
Посмотрите на экран, как люди сеют зерно. 2 кадра. (Демонстрируются картинки посевной).
А затем орошают, удобряют. 2 кадра.
Вот и попало наше зёрнышко в землю. А что же необходимо зёрнышку, чтобы оно росло, и созревал колосок. (Солнце, тепло, свет, дождь, земля). А ещё нужны человеческие руки. Что значит - нужны человеческие руки? Дети высказывают своё мнение. (За растениями нужно ухаживать, рыхлить землю, пропалывать её, удобрять, укрывать растения от холода, оберегать от вредителей).
- Послушайте стихотворение Я. Акима.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Физминутка
Звучит музыка. (Веснянка).
Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю. Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток. Пробил росток землю и дотянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Всё лето рос росточек, окреп и появился колосок. И вот налились колосья золотой спелостью. Стали крупными и тяжёлыми. Качаются на ветру.
- Давайте опять пролетим над полями, полюбуемся красотой золотых полей. Взмахнули крыльями и полетели. (Звучит красивая лирическая мелодия «Лебёдушка»). (На доске демонстрация картинок полей). 6 кадров.
- Вам нравится? Что напоминают вам эти жёлтые бескрайные поля?
(дети делятся своими впечатлениями).
- Пора собирать урожай. Смотрите, Что это за техника вышла на поля? (Демонстрация картинок). 3 кадра. Началась уборочная страда. Много намолотили зерна.
- Куда его повезут? (На элеватор). 1кадр. Что делают с зерном на элеваторе? Куда, везут остальное зерно? (На экране демонстрация картинок мукомольного завода). 1 кадр.
А хотите узнать, что находится ближе элеватор или завод? Как можно узнать длину дороги? С помощью чего, её можно измерить? (С помощью мерки). Что можно использовать, в качестве меры? (Полоску бумаги, палочку). В лаборатории мы найдём всё необходимое. (Дети выполняют задание).
- Чтобы не забыть длину дорог запишите цифрой.
Сколько мерок поместилось на дороге до элеватора? На что указывает это число? Чему равна длина дороги? А до завода на дороге сколько раз уложилась мера? Чему равна длина этой дороги? Какая дорога длиннее (короче? Значит, на мукомольный завод зёрнышки доберутся быстрее. На экране появляется картинка с мешками муки. 1 кадр.
Ой, сколько тут муки! Не понятно, ехали зёрнышки, а куда же они делись? Здесь же только мука. (Перемололи). В наше время зерно перерабатывается на специальных заводах, где имеются большие электрические мельницы. 1 кадр. Какое здесь современное оборудование! 1 кадр.
А где в старину мололи муку?
(Картинка старинной мельницы, 1кадр.
На мельнице тяжёлые каменные жернова перетирали зёрна и превращали его в муку. 1кадр.
И в ручную, люди перемалывали зерно. 2кадра.
- Хотите прямо здесь увидеть, как зёрна превращаются в муку? В лаборатории включаем кофемолку.
Дети видят результат её работы. Трогают на ощупь муку, делятся впечатлениями. Расскажите, какая она?
- Скажите, если смололи пшеницу, какая получится мука? (Пшеничная, а если рожь – ржаная, овёс – овсяная.
- Куда же везут, готовую муку? 1кадр. (На пекарню). (На экране картинки пекарни). 4 кадра. Дети обсуждают увиденное.
- Отправляемся дальше. Вот готовый хлеб начали развозить по магазинам. 1кадр.
- Но появилась проблема. Все магазины заказали по 9 булок хлеба. Шофёр помнит, что в первый магазин надо отвезти 8 булок белого хлеба и 1 чёрного. (Выкладываю на доске изображение хлеба). Во второй необходимо доставить 7 булок белого и 2 булки чёрного хлеба. Но вот по сколько в другие, он не помнит. Вы готовы ему помочь? Давайте вы разделитесь на 3 команды. Каждая команда предположит, по сколько булок белого и чёрного хлеба могли заказать магазины. Как ещё можно составить число 9 из двух меньших чисел? (Дети на досках выполняют задание). Молодцы.
Чтобы шофёр не забыл, как нужно развезти хлеб, давайте мы ему это запишем. (Дети выкладывают цифрами то, как можно разложить число 9 на два меньших числа).
С этим заданием вы справились замечательно?
А что ещё вкусненькое пекут из муки? (Дети перечисляют).
Посмотрите, сколько всякой вкуснятины на полках магазинов.
2 кадра.
Стук в дверь. Заносят каравай.
- Наши повара испекли нам каравай. Спасибо вам!
Вот и добралось наше зёрнышко до нашего стола, превратившись в ароматный хлебушек с поджаренной хрустящей корочкой. Ешьте да радуйтесь!
А вы можете вспомнить русские народные пословицы и поговорки о хлебе?
Ребятки, осенью, когда собран урожай, люди рады результатам своей работы, они устраивают праздник. Он называется «День урожая». В этот день благодарят тех, кто хорошо трудился, все веселятся: поют песни и танцуют. Давайте и мы заведём хоровод!
Хоровод «Каравай». (движения придумала сама)
- Я хочу угостить всех этим чудесным караваем.
Наше путешествие закончилось. Ой, как было здорово! А вам понравилось? А что понравилось Соне? А Лизе? А тебе Владик? Что нового узнали? Что понравилось делать больше всего? Какое задание было самым трудным? Интересно, какие получились фотографии? Я хочу скорее посмотреть их. (Дети тоже выражают желание посмотреть фотографии).
На доске просматриваем фото. Дети делятся впечатлениями.
- Жанна Николаевна, надо же отправить фотографии Почемучке.
А как это сделать Быстро? (Электронной почтой). (Звук отправленной смс). Всё отправили. Спасибо Жанна Николаевна. А давайте напечатаем фотографии, и вечером оформим стенд. Пусть родители узнают о нашем путешествии. (Дети наблюдают за процессом печати фотографий. Звучит весёлая музыка).