Ирина Вьюжанина
Развитие кадрового потенциала — шаг к успеху целостного образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионализм современного педагога детского сада обеспечивает качество дошкольного образования. В настоящее время необходим иной педагог, открытый ко всему новому, знающий тонкости детской психологии, владеющий технологиями развития социально активной, творческой личности ребенка, который обеспечит предоставление качественных образовательных услуг. Но, к сожалению, в образовательной системе существуют проблемы:
Публикация «Развитие кадрового потенциала — шаг к успеху целостного образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
- уровень профессиональных компетенций педагогов не соответствует предъявленным требованиям;
- снижение активности педагогов в профессиональной творческой деятельности.
Основные причины: низкая мотивация педагогов; работа по самообразованию и саморазвитию педагога носит эпизодический характер; частично используется передовой педагогический опыт; незначительная часть педагогов использует в образовательном процессе новые педагогические технологии. Преодоление проблем невозможно без осознания педагогами принципиальных изменений в содержании образовательного процесса и использовании новых подходов и способов деятельности. Все нововведения требуют от педагога изменений в организации и использовании разнообразных подходов в методике проведения занятий, новизны в разработке, ведении и использовании методического содержания образовательного процесса.
Главной задачей руководства ДОУ – должно быть развитие кадрового потенциала, формирование профессиональных компетенций педагогов соответствующих новым стандартам образования. Шаги успеха в развитии личности ребенка состоятся только тогда, когда современный педагог грамотно выстроит и организует цепь всего педагогического процесса, правильно использует необходимые методы, средства и формы, способствующие динамике развития интеллекта ребенка. Поэтому, крайне необходимо, сегодня производить моральное и материальное стимулирование педагогического труда, разрабатывать и реализовывать инновационные формы развития профессиональных компетенций педагогов детского сада. Хотелось бы выделить, что профессиональную компетенцию педагога можно развивать через комплекс мероприятий, организованных руководством ДОУ. Например, форма конкурса несет в себе неограниченные возможности удовлетворения и определения своего места в профессиональном социуме, реализации своего «я» в условиях состязания. Это оптимальная форма повышения квалификации педагога, позволяет включить его в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществляет личностно – ориентированный подход к его профессиональному научному и карьерному росту как возможность общения на профессиональном уровне, возможность создания условий, способствующих осознанию педагогом ценности своего труда. У педагога открывается возможность обнаружить затруднения, увидеть дефицит своего профессионализма. Это и послужит мотивацией и стимулом для повышения квалификации. У педагога откроется стремление к самообразованию, он будет активно посещать мастер – классы, участвовать в мероприятиях по обмену и распространению педагогического опыта. Будет участвовать в семинарах, педагогических чтениях, прослушивать вебинары, по интересующей его теме, пройдет аттестацию на более высокую квалификационную категорию, и уже в этом случае педагог грамотно сможет выстраивать и корректировать свою педагогическую деятельность.
В каждом новом учебном году конкурс имеет свою приоритетную тему. Он может состоять из трех туров: создание предметно – развивающей среды; составление пакета методического материала по выбранной теме; демонстрация практической совместной деятельности педагога с воспитанниками и родителями. В свою очередь, каждый этап или тур дробится на подразделы или мини-конкурсы. Соблюдая разработанную структуру конкурса, содержание работы по его реализации, методистами составляются критерии оценки работы конкурсантов. Заполняются таблицы результатов, которые вывешиваются для ознакомления. Таким образом, участник хорошо знает о своих достижениях в реализации конкурсных заданий.
Методическая служба организует помощь в определении индивидуальных потребностей педагогов, где им предоставляется калейдоскоп инновационных методических идей для внедрения в практику. Проводятся собеседования, подборка соответствующих печатных и электронных источников для более глубокого вхождения в тему, ориентировка педагогов на инновационные решения того или иного вопроса. Например, вам руководитель предложил выбрать инновационную деятельность в области экологии. Вы остановились и сделали свое приоритетное направление на организации экологического образования дошкольников. Помимо использования различных методик обучения, вы можете внедрить свою оригинальную авторскую технологию, разработать проект, где более глубоко будете освещать взятую тему. Дети узнают о мире с помощью разных моделей, узнают о вращении земли вокруг своей оси, и об изменениях связанных с этим явлением. С использованием моделей дети в игровой деятельности начинают знакомиться с простейшими законами физики (сила притяжения, астрономическими явлениями (небесное светило, небесное явление, парад планет). У детей сформируется умение находить взаимосвязь между объектами живой и не живой природы не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, самостоятельных видах деятельности. За время реализации проекта можно создать экологическую тропу группы, где дети сами будут планировать экологические объекты, и составлять карту-схему. Предварительно можно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж, который может периодически «оживать» и посылать детям письма – задания и т. д.
На заключительном этапе проводится мониторинг качественного результата конкурса текущего года. Формируется банк методических материалов для дальнейшего распространения педагогического опыта участников конкурса, планируется дальнейшее участие в конкурсах различного уровня и направлений. Таким образом, у педагога происходит непрерывное саморазвитие, результаты его педагогической деятельности отражаются в высоких показателях освоения воспитанниками образовательной программы. Происходит рост удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг. А в целом образуется высокий рейтинг образовательного учреждения по результатам участия детского сада в различных конкурсах, фестивалях, мероприятиях, конференциях и т. д.
Дорогие коллеги, чтобы достичь успеха в своей профессиональной деятельности необходимо уверенными шагами идти к поставленной цели через непрерывное самообразование, быть творческой и любящей детей личностью.
Список литературы:
1. Рындина А. И. Особенности применения метода проектов в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. – М. : Детский сад. 2014.-№5.-С131-141.
2. Зольникова И. П., Пересыпкина О. К. Развитие кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения. – М. : Детский сад,2014.-№3.-С. 102-112.