Светлана Аммосова
Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста посредством нестандартных способов решения проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Аммосова Светлана Дмитрьевна
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с. Танда» Усть-Алданского улуса, Республики Саха (Якутия)
E-mail : sammosova73@xmail.ru
Развитие качества креативных мышлений детей дошкольного возраста посредством нестандартных способов решения проблемных ситуаций
Темочки:
Аннотация: в статье рассмотрены упражнения и задания развития креативных качеств личности ребенка-дошкольника. Задачей педагога является развивать в ребёнке видеть и «прочувствовать» проблему. Тогда ребёнок примет её, как свою, и с помощью взрослого проанализирует свои взгляды, возможности их решать и составит план действий для её решения. Данные упражнения можно использовать в работе в каждодневном образовательном процессе. Научить видеть проблему и находить способы её решения поможет не только в реализации образовательных программ дошкольного образования, но и улучшит качество личной жизни ребенка.
Ключевые слова: креативность, способность, одаренность, ситуация, мыслительные операции, квест.
Подготовка ребёнка к исследованию, обучение его умениям и навыкам поиска нового открытия становится важнейшими задачами современного образования. Одним из качеств личности современного человечка является креативные взгляды на мир.
Креативность означает интеллектуальные, созидательные способности, прибавляющие новые знания в имеющийся опыт, умение привносить необычные теории в ходе решения или постановки иных задач, возможности осмысливать противоречия, выдвигать предположения к недостающим моментам ситуации; это способность отказываться от стандартных способов мышления. [7, С 28]
Эффективность развития креативных способностей детей дошкольного возраста возможна при разработке:
-комплексной диагностики уровня креативных способностей;
-содержания педагогических мастерских по созданию авторских методик по развитию креативных способностей детей и их апробация;
-контроля за развитием способностей креативных качеств личности дошкольников;
Ожидаемый результат:
-умение делать мыслительные операции, используя символы и заменяя одним;
- умение использовать навыки, приобретенные в решении одной задачи к другой;
- умение объединить не похожие понятия;
- гибкое мышления;
- способность выбирать;
- умение вносить новые знания в имеющиеся;
- способность выделить наблюдаемое;
- творческое воображение;
- умение дополнить продукт деятельности;
Занятия организуются по творческо-речевому принципу. Это выражается в том, что на каждом из них:
-создаются оптимальные условия для подлинной мотивации потребности; ребенок должен знать «зачем» и «почему»;
-стимулируется и поддерживается творческая инициатива каждого ребенка;
-осуществляется целенаправленный отбор содержания творческой деятельности, на основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный опыт детей;
-широко используются различные средства творческой деятельности: нетрадиционное, комментированное по инициативе детей;
Для этого задействуются такие методы работы, как дорисовывание изображений и сюжетов, работа с картинками-нелепицами, метод фокальных объектов, различные мыслительные операции, креативный дизайн детского сада и т. д.
Мы пришли к выводу, что наиболее исчерпывающую информацию можно найти в трудах А. И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Его методика рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется система фронтальных тренировочных занятий, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы.
Мы отобрали и разработали некоторые задания:
-Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»
Например, это могут быть сюжетные моменты как: «. однажды небо покрылось черными тучами, пошёл снег. Снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…»
Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это надо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями или ты шофер грузовика, или ты зайчик в лесу и т. д.
-Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Ребенку задается придумать причину концовки рассказа.
«…Нам так и не удалось выехать за грибами».
Произведение Амма Аччыгыйа “То ус т г л то о” (. Миша бэлэх массыынаны ылбата)
-Упражнение «Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему (Осень в лесу., осень в городе.).
-Упражнение «Сколько значений у предмета»
Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.
-Прием «характеристика» предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же как и предыдущие упражнения, можно рассматривать как пропедевтическую, позволяющую формировать умения давать определения понятиям.
-Прием “Классификация”; Приведем пример решения задачи классифицирования одних и тех же предметов по разным основаниям. Берем слова: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Можно предложить следующие варианты их классификации.
Функциональное объединение:
а) яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль — предметы потребления;
б) вилка, словарь, компьютер, чайник, крем – предметы помощники
Пространственное объединение:
а) яблоко, клен, слон, дуб, мышь, банан, сосна — живут в дикой природе;
б) самолет, яхта, собака, автомобиль — имеют специальные помещения.
Аналитическое объединение:
а) яблоко, клен, банан, апельсин, дуб, самолет, яхта, сосна, автомобиль — могут быть желто-зелеными;
б) слон, мышь, собака — имеют четыре ноги;
в) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль — могут иметь округлые формы.
Можно и самим придумать аналогичные классификации. Например, предложим детям такую классификацию автомобилей:
легковые, грузовые, большие, маленькие, черные, белые, умеющие плавать, пластмассовые, желтые, нарисованные на стене, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.
Спросим у детей : не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.
Или еще. Например, деревья делим:
на хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.
Следующая группа упражнений на поиск предметов, имеющих общие признаки и потому способных считаться аналогичными, несколько сложнее.
Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными ( возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).
Усложним задание. Назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.
Похожее задание — назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
Задание «Расскажите другими словами».
Возьмем несколько несложных фраз и попробуем выразить содержащиеся в них мысли другими словами, не искажая смысла.
Сережа сегодня хорошо работал на занятиях.
Мы скоро пойдем гулять в парк.
Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.
«Что случилось?»
Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций :
-«Мише не разрешили смотреть телевизор».
- «Катя поссорилась с подругами».
-«Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т. д.
«Если бы…»
Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы
. родители уменьшились до размера мышки;
. бабушка превратилась в ребёнка;
. кровать стала крошечной и т. д.
“Кто или что?” : Один из детей загадывает слово (по картинке, сообщает всем только смысловую область. Например, это «животное» или «литературный герой» или «предмет мебели». Участники по очереди задают вопросы, например: «Это млекопитающее?»; «У него есть хвост?»; или «Это герой сказки?»; «Это взрослый человек?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». Нельзя сразу задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это мышь?» или «Это диван?».
“Где логика?” : 2-3 картинок нужно объединить и назвать одно слово или слосочетание. Это могут быть пословице, название сказки, мультика, фильма и т. д.
“Ситуация”- детям предлагается решить проблему Н-р, померить медведя с зверятами из сказки “Теремок”. Или же, почему ручеек бежит? (эксперимент). «Как помочь» : предлагается детям подумать над ситуацией : «Эрчим и Туяра отправились в путешествие на лодке. Но вдруг Эрчим упал за борт»-как можно помочь Эрчиму, предлагаем карточки — шпулька с нитками, скрипка, чашка, воздушные шары и т. д. Поощряются наиболее интересные и оригинальные идеи.
Развитие самостоятельного мышления очень интересная, увлекательная образовательная деятельность. Одним из современных технологий развития познавательных способностей детей является КВЕСТ-ИГРА.
Квест-образовательная технология, которая позволяет педагогам решать комплекс обучающих и развивающих задач, в том числе развивать познавательную активность дошкольников, самостоятельность мышления и деятельности, умение общаться и взаимодействовать в группе сверстников, способствовать сделать что-то без помощи взрослого, проявляет инициативность и готовность обратиться к взрослому за помощью. Идея игры, изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения стремления с самостоятельности, двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией
Достоинства квестов для развития креативных качеств мышления детей дошкольного возраста :
–привлекательность для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения задания.
-формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
-обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
-формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
-позволяет самостоятельно управлять над ходом игры.
Для родителей для занимательных игр со своими детьми мы предлагаем: «Скажи, на что похоже», “игры наоборот”, “фантазии из каляки (дорисовывание)”, “из одного в другой (из одного объекта изобрази другую)” и т. д.
Алгоритм создания субъективного переживания успеха ребенка необходимый прием:
Снятие страха – «Ничего страшного…»
Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…"
Авансирование – «У тебя получится…»
Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
Усиление мотива – «Нам это нужно для…»
Педагогическое внушение – «Приступай же!»
Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя замечательно…»
Итак, мы рекомендуем не ограничиваться занятиями, а осуществлять его в свободной, поисковой деятельности, режимных моментах, играх, семье, где проще организовать условия свободного живого общения в жизни маленького человечка.
Литература
1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст] : пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, - М. : Сфера, 2012.-63 с.
2. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] : //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
3. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру [Текст] : //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
4. Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
5. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] : пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.
6. Савенков А. И. методика проведения учебных исследований в детском саду. Издательство «Учебная литература» 2007
7. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Педагогический университет «Первое сентября». 2007.
8. Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е. Е., 1998.