Маргарита Александровна Суханова
Развитие итегративных качеств личности дошкольников посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности.
По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребёнок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность. Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
Публикация «Развитие итегративных качеств личности дошкольников посредством игровых технологий» размещена в разделах
Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщают детям и какие методы обучения применяются.
Нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что именно создание игровой технологии позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении, и будет способствовать формированию необходимых психических функций и интегративных качеств личности.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Цель создания игровой технологии в нашем дошкольном учреждении :
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности
• Отбор и применение эффективных игровых методов работы, направленных на развитие интегративных качеств дошкольников.
Планируемые результаты освоения технологии :
Сформированность у дошкольника следующих интегративных качеств :
-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками;
Приоритетные направления:
Физическая культура и здоровье
Познание
Коммуникация
Социализация
Художественное творчество и музыка
Задачи каждого направления:
• Физическая культура и здоровье
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- использование подвижных и спортивных игр и упражнений как основных средств повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности;
• Познание
- сенсорное развитие;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
• Коммуникация
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- формирование речевых умений и навыков, механизмов речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием);
• Социализация
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• Художественное творчество и музыка
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
По каждому из данных направлений создана подборка игр, игровых упражнений и этюдов.
Так, например, по направлению физическая культура и здоровье используются игры: «Самолеты», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Светофор», «Попади мешочком в круг», «Тише едешь - дальше будешь», «Цапля», «Парашютисты», «Съедобное - не съедобное», дидактическая игра «Зуб Неболейка» и др. ;
По направлению познание: «Подарок», «Волшебная шляпа», «Смешная сказка», дидактические игры «профессии», «Времена года» и др. ;
По направлению коммуникация: «Кто в домике живет», «Так бывает или нет», «Зеркало», «Добавь слово», «Что бывает широкое, высокое…»;
Игры на социально-личностное развитие : «Комплименты», «Дотронься до.», «Фруктовый компот», «Слепой и поводырь», «Паровозик с именем» и др. ;
Игры на развитие художественного творчества: «Дорисуй», «Мы не скажем, а покажем», различные игры-драматизации и пластические этюды.
Созданная нами игровая технология ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях : педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны индивидуальные, групповые и совместные формы деятельности.
Для родителей с этой целью проводились следующие мероприятия:
Родительский клуб в подготовительной группе «Неразлучные друзья взрослые и дети»;
Занятие с элементами тренинга в старшей группе «Мы родом из детства»;
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.
Стендовая информация: «Как играть дома».
С воспитателями были проведены:
Занятие с элементами тренинга «Вся жизнь-игра»;
Групповая консультация «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре».
Ежемесячно составляются рекомендации с набором игр и игровых упражнений для развития и коррекции тех или иных качеств воспитанников.
Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.
Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:
• диагностики
• оказания первичной психологической помощи
• осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).
В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач : снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.
Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.
Внедрение созданной игровой технологии в образовательный процесс поспособствовало развитию у наших воспитанников таких качеств, как умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.
В результате проведенной работы было установлено, что у детей повысилась показатели сформированности таких интегративных качеств личности, как «любознательность, активность», «способность управлять своим поведением и планировать действия», «способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «эмоциональная отзывчивость», а так же повысились произвольность психических процессов и творческая активность.
Литература:
1. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011 года).
2. Зайцева О. Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника : Учеб. Пособие / О. Ю. Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.
3. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С. 29-41.
4. Гуткина Н. И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 2008. №4. С. 3-22.
5. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С. 19-26.
6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика : традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146
7. Концептуальные основы определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (тезисы). Проект: РАО "Институт стратегических исследований в образовании", ГОУ ВПО Московский психолого-педагогический университет», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.